Код культуры

Код культуры (лат. codex — книга, и cultura — культура) — совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.

Культурные коды как способы самоорганизации культуры дают возможность проследить развитие культуры в её единстве и многообразии.

Различаются три глобальных культурных типа:

— дописьменный (традиционный),
— письменный (книжный) и
— экранный, находящийся сегодня в стадии формирования.

Основной культурный код универсален, он работает в любом культурном типе и в любом историческом времени; этот код самодостаточен для формирования и сохранения человеческой культуры.

Самоорганизация культуры в природе происходит благодаря таким параметрам кода культуры, как предметность, знаковость и идеальность.

Основной культурный код открыт к изменению, самопорождению новых культурных кодов, а также вторичных — по их связи со структурами социальных кодов.

На определённом уровне развития культуры человек обнаружил способность к созданию того, чего в природе нет вовсе (лук, стрела, одежда, жилище), к подражанию природе (добыча огня) или к её изменению.

Механизмом предметной памяти стал знак, который выражался как в знаковой деятельности (ритуал, культ, магия, колдовство и т. п.), так и в знаковости орудий труда, связанных с ручной деятельностью человека.

Естественный язык (речь), языки ритуала, культура и пр.

Языки знаковой деятельности держат поле культуры готовым для выявления смыслов, или, иначе, ценностей, позволяющих человеку осваивать и природу, и социум, расширяя тем самым собственную свободу и возможности самой культуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: