Культурологическая парадигма

Культурологическая парадигма (лат. cultura — возделывание, воспитание, греч. paradeigma — пример, образец) — репрезентативная культура учёных, действующих в рамках определённого понимания культуры, и до тех пор, пока они признают основополагающую теорию, они будут находить теоретические аргументы в её пользу и экспериментальные подтверждения.

  1. Первичную парадигму наук о культуре можно назвать эмпирической (сбор информации о народах, их нравах, обычаях, образе жизни в доисторический период).
  2. Следующей полноправной научной парадигмой стала эволюционистская (Г. Спенсер, Б. Тэйлор, Д. Фрейзер, А. Бастиан, Ш. Литорно, Ю. Лииперт, Л. Морган), сутью, которой является идея единства человеческого рода, единообразие и однолинейность развития культуры, психологическое обоснование явлений общественного строя и культуры.
  3. Культурфилософской основой новой парадигмы изучения конкретных культур стали так называемые циклические теории культурного развития (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Л. Гумилёв). Под культурными циклами при этом понимается определённая последовательность фаз изменения и развития культуры, которые закономерно следуют одна за другой и при этом мыслятся как возвращающиеся и повторяющиеся.
  4. На методологическом уровне основой новой парадигмы стал функционализм (функциональный подход). В культурной антропологии это учение разрабатывали Б. Малиновский и А. Радклифф-Браун, утверждавшие, что в целостной культуре нет «лишних» элементов, все они выполняют свою определённую функцию. Циклические теории в соединении с функционализмом придали представлениям о культуре совсем иной вид, чем в эволюционистской парадигме. Каждая культура стала рассматриваться как ценность, независимо от места на эволюционной «лестнице»; недопустимо разделение культуры на «примитивные» и «высокоразвитые» — они просто «иные», «другие». Это стало сильным ударом по европоцентристскому мировоззрению и развитием антропологической революции.
  5. Новая плюралистическая парадигма, исходящая из идеи множественности и многообразия культур, даёт возможность выяснения, почему именно такое орудие, такие идеи, такой образ мира, миф или легенда характерны именно для этой культуры, какую они в ней выполняют функцию, как сопрягаются со средой, в которой эта культура возникла.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: