Лао-цзы

Лао-цзы, Ли Эр (кит. «старый ребенок» или «старый учитель») — полулегендарный основатель даосизма, древнекитайский философ конца VII-VI вв. до н. э.

Древние легенды сообщают мифологические подробности о ЛАО-ЦЗЫ, будто бы он появился на свет в результате непорочного зачатия его матерью Сюаньмяо-юйнюи от солнечного света, который накопился в проглоченной ею пятицветной жемчужине.

ЛАО-ЦЗЫ был рожден под сливовым деревом из левого подреберья матери.

Через 9 дней он уже имел рост 9 чи (около 3 м) и внешние признаки святого.

Китайский историк Сыма Цянь (II-I вв. до н. э.) в «Ши цзи» писал, что ЛАО-ЦЗЫ был уроженцем уезда Ку в царстве Чу, носил фамилию Ли, имя Дань, служил главным хранителем архива государства Чжоу и встречался с Конфуцием, когда тот приезжал к нему за советами и наставлениями.

ЛАО-ЦЗЫ долго жил в столице Чжоу и трудился над учением о дао и дэ (пути вещей и его проявлениях).

Увидев упадок государства Чжоу, мыслитель ушел в отставку и отправился на запад верхом на черном быке.

Дальнейшая его судьба никому не известна. Легенда повествует, что, пересекая китайскую границу, ЛАО-ЦЗЫ по просьбе начальника пограничной заставы написал и передал ему трактат «Дао дэ цзин» — сборник мудрых и загадочных изречений.

ЛАО-ЦЗЫ приписывались магические способности — например, смена облика.

В даосских трактатах ЛАО-ЦЗЫ рассматривается как глава всех бессмертных.

В период формирования даосизма как религии ЛАО-ЦЗЫ был обожествлен, официальный культ его известен со II в.

Особое развитие он получил в правление династии Тан (VII-X вв.), императоры которой почитали ЛАО-ЦЗЫ как своего предка.

В народной мифологии более позднего периода ЛАО-ЦЗЫ считали покровителем купцов, ювелиров, точильщиков и заклинателей.

Изображали его в виде старца, сидящего верхом на быке.

Приписываемое ЛАО-ЦЗЫ учение даосизма оказало значительное влияние на религиозно-философские системы Древнего Китая.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: