Литография

Литография (греч. lithos — камень и grapho — пишу, рисую) — вид тиражной, так называемой плоской печати, а также произведения графического искусства, выполненные в литографской технике. Изобретена в середине 1790-х гг. А. Зенефельдером.

Печатной формой служит литографский камень — плита из однородного известняка, пористая структура которого обеспечивает впитывание влаги.

Для получения печатной формы на отшлифованную поверхность литографского камня наносят рисунок специальными жиросодержащими материалами — литографским карандашом (особым жирным мелком) или литографской тушью. Затем рисунок слегка протравливают слабым раствором азотной кислоты с небольшими добавками. Теперь, если увлажнить камень и накатать на него жирную печатную краску, она пристанет в местах, где был рисунок. Обработанные же кислотой и принявшие влагу пробельные участки будут отталкивать жиpнyю краску.

Оттиски с печатной формы можно получать, притиснув к камню бумагу или, как это принято в настоящее время, на специальном печатном станке.

Сравнительно с другими печатными техниками литографию отличает относительная дешевизна. Работать на камне легче и проще, чем на медной доске. Это одна из немногих техник, позволяющая вносить поправки и переделки в рисунок на печатной форме, а также многократно ее использовать для новых; рисунков, предварительно перешлифовав поверхность камня.

Работая на камне, художник помнит, что при печати он получит зеркальное изображение. Избежать этого можно в том случае, когда рисунок выполняется не прямо на камне, а на специальной (автографской) бумаге — КОРНПАПИРЕ. Такая бумага покрыта клеевым слоем. Рисунок наносят на нее обычным литографским карандашом. Затем бумагу кладут рисунком вниз на влажный отшлифованный камень и притискивают к нему. Бумага плотно пристает к камню, рисунок «зажиривает» поверхность и таким образом переходит на камень. После этого бумагу снимают, а камень с нанесенным на него изображением обрабатывают обычным способом.

Кроме черно-белой широко распространена цветная литография. В этом случае для каждого цвета художник выполняет рисунок на отдельном камне и после соответствующей обработки начинает печатать на одном листе бумаги последовательно со всех камней, строго следя за совмещением оттисков. Обычно печать выполняется от более светлых тонов к более темным. Количество цветов и, соответственно, камней бывает разным — три, пять и более.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: