Махаяна

Махаяна (санскр. — «великая колесница») — в буддизме: одно из двух основных направлений буддизма наряду с хинаяной, так называемый северный буддизм.

Возникнув в Индии на втором этапе развития буддийского учения, когда уже были радикально пересмотрены вероучительные и философские положения буддийской религии, с начала новой эры МАХАЯНА распространилась в Китае, Тибете, Японии и других странах.

Процесс становления МАХАЯНЫ завершился в основных чертах в V в. в учениях мадхьямиков (шуньявадинов), представителем которых был Нагарджуна, и йогачаров (виджнянавадинов), известнейшим из которых был Васубандху.

В МАХАЯНЕ нирвана стала пониматься не как полное прекращение существования, абсолютное небытие, а как некое блаженное состояние, «должное бытие», абсолютная реальность.

Нирвана отождествляется с органической общностью всех вещей — Дхармакаей (космическое тело Будды).

Будда, в свою очередь, трактуется уже не в качестве принца Сиддхартхи, который обрел «просветление» и первым из людей навсегда ушел в небытие, а как некое высшее существо, пребывающее вечно в нирване, как Абсолют, «Тело Дхармы», беспредельное в пространстве и времени.

Исторический Будда Шакьямуни и все прочие бесчисленные Будды объявляются «превращенными» телами (манифестациями) «Тела Дхармы».

Из такой трактовки сущности Будды следовало, что все существа обладают «природой» Будды.

МАХАЯНА подчеркнула черты терпимости в этическом учении буддизма и выдвинула идеал бодхисатвы. Провозглашение божественности Будды привело к появлению сложного культа, возникновению ритуала.

Махаянистское понимание буддийского учения запечатлено в многочисленных сутрах на санскрите, в противовес сутрам на языке пали, вошедшим в «Трипитаку».

Разработке вероучения и доктрин МАХАЯНЫ посвящено огромное количество трактатов, написанных в разное время буддийскими мыслителями в Индии, Тибете, Китае и Японии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: