Маньеризм (итал. manierismo, от maniera — манера, стиль) — художественное течение в итальянском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения.
Представители маньеризма утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства.
Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии — живописцы Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, живописец и архитектор Дж. Вазари, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) формально и односторонне истолковывали и утрировали приёмы художников Высокого Возрождения.
В дальнейшем маньеризм распространился в различных видах искусства Западной Европы XVI—XVII вв. — маньеристы создавали произведения, полные жеманности и вычурности, граничащей с изощрённостью.
Особое внимание они уделяли разработке сложных, прихотливых ракурсов, змеевидных изгибов фигур.
Произведения маньеристов отличаются усложнённостью, напряжённостью образов, манерной изощрённостью формы, а нередко и остротой художественных решений. Маньеризм был переходным этапом от Ренессанса к барокко.