Менталитет культурный

Менталитет культурный (лат. mentalis — умственный, лат. cultura — возделывание, воспитание) — понятие, введённое Питиримом Сорокиным для обозначения главной составляющей любой социокультурной системы, поскольку именно он как способ миропонимания навязывает иерархию ценностей, определяет критерии истины.

П. Сорокин выделяет два противоположных типа культурного менталитета:

1) умозрительный менталитет (идейный, идеократический) — мир вечен, имеет духовную сущность, не доступную для чувственного познания; наиболее важными являются духовные потребности, а физические импульсы могут быть подавлены или ограничены; прогресс, самосовершенствование заключаются в умении овладеть инстинктами и влечениями; ценности имеют вечный, неизменный и самодостаточный характер; истину можно постичь только через мистическое переживание, интуицию, веру, откровение; искусство должно отражать религиозные явления, служить созерцанию; деньги и собственность являются только средством достижения высших целей;

2) чувственная культура — мир материален и доступен познанию его человеческим разумом; важнейшими являются физические потребности, и надо стремиться к их максимальному, гедонистическому удовлетворению; прогресс заключается в овладении окружением, в господстве над природой и другими людьми; ценности имеют изменчивый и относительный характер, инструментально подчинены поискам удовольствия и счастья; истина достигается в экспериментах, наблюдениях, на логических основах; искусство должно составлять чувственное наслаждение и служить средством развлечения; богатство (и способность разбогатеть) является добродетелью и мерой ценности человека.

Между ними как переходный выделяется еще средний тип культурного менталитета — идеалистический. История человечества представляется как цикл изменений культурного менталитета: от умозрительного через идеалистический к чувственному и обратно от чувственного через идеалистический к умозрительному (идеократическому).

Например, в европейском цикле эпоха VIII-VI вв. до н. э. — это эпоха умозрительного менталитета, Греция V в. до н.э. — это переходный период, период господства идеалистического менталитета.

Древний Рим — от IV в. до н. э. до IV в. н. э. — это чувственная эпоха; потом до VI в. продолжается идеалистический, переходный период, а от VI до XII в. снова господствует идеократический, умозрительный менталитет; конец средневековья (XII-XIV вв.) — переходный период идеалистического менталитета, а от раннего Возрождения XIV в. до наших дней продолжается очередная эпоха чувственности, которая на наших глазах превращается в идеалистическую эпоху, чтобы в будущем снова вступить в идеократическую фазу.

П. Сорокин приветствует эту фазу с большим энтузиазмом, выступает как критик и противник технической, чувственной цивилизации, массовой культуры, урбанизации и всех иных проявлений « крайне распущенной современности».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: