Мощи (старослав. мошть — сила) — тела святых христианской церкви, оставшиеся нетленными после их смерти.
МОЩИ почитаются в католицизме и православии.
Культ МОЩЕЙ возник в III в. Своими корнями он восходит ко временам раннего христианства, когда тела мучеников, пострадавших во время гонений, стали почитаться как святыни.
Епископ Григорий Неокесарийский (III в.) установил праздники в память мучеников и разместил их МОЩИ в своей епархии.
Папа Феликс (III в.) постановил совершать литургию на МОЩАХ. Согласно десятому правилу V Карфагенского собора, храмы должны строиться на МОЩАХ мучеников, полагаемых под алтарь.
Культ МОЩЕЙ обосновывался в сочинениях Отцов церкви:
Ефрема Сирина, Кирилла Иерусалимского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, Иеронима, Августина, Кирилла Александрийского, Исидора Пелусиота, Иоанна Дамаскина и др.
Они ссылались на идею о теле христианина как храме Святого Духа, предназначенном вместе с душой к бессмертию.
Согласно учению историчексих церквей, МОЩИ обладают чудодейственной силой, подтверждающей их святость.
Культ МОЩЕЙ подвергался критике со стороны альбигойцев, вальденсов, павликиан, богомилов, последователей Уиклифа.
Особенно усилилась критика в эпоху Реформации. Например, Жан Кальвин посвятил этому вопросу специальное сочинение — «Трактат о реликвиях» (1543).
На Руси культ МОЩЕЙ появляется с принятием христианства.
Начало почитания МОЩЕЙ первых русских святых князей Бориса и Глеба относится к XI в. В XVI в., в связи с централизацией церковного управления на созванном митрополитом Макарием Поместном соборе (1551), некоторые местные культы святых были включены в общерусский свод, а их МОЩИ были перенесены в Москву.