Муэдзин

Муэдзин — в исламе: глашатай, призывающий мусульман на молитву.

Поднявшись на галерею минарета, МУЭДЗИН поворачивается в сторону Мекки и, держась за мочки ушей большим и указательным пальцами, нараспев читает молитвенный призыв («азан», или «нида»):

«Аллах велик! Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха (произносится дважды). Идите на молитву. Ищите спасения».

Перед чтением молитвы МУЭДЗИН дважды произносит: «Молитва лучше сна», а шииты (последователи одного из направлений в исламе) здесь добавляют фразу «Идите к лучшему из дел».

Завершает азан молитва:

«Аллах велик! Нет бога, кроме Аллаха».

Верующий, услышав азан, должен остановиться и повторить его, произнося вместо четвёртой и пятой фраз формулу:

«Сила и могущество только у Аллаха».

Перед утренней молитвой фразу «Молитва лучше сна» он заменяет другой:

«Ты сказал то, что истинно и справедливо».

После азана непосредственно перед началом молитвы раздаётся икама (дословно «подъём») — второй призыв на молитву, состоящий из тех же формул, что и азан.

В течение ночи для тех, кто особенно усердно молится, призыв повторяется ещё дважды.

Существует несколько версий о происхождении азана. Согласно одной из них, традиция возникла еще до переселения пророка Мухаммада в Медину (хиджра). Согласно другой — после переселения, примерно во втором году хиджры.

Очевидно, что Мухаммад ввел ритуал «азана» по аналогии с колокольным звоном у христиан и звуком трубы у иудеев.

Порывая с традициями иудаизма и христианства, пророк отверг звуки трубы и колокольный звон и предписал, чтобы МУЭДЗИН призывал верующих в назначенные часы пять раз в день.

Первым МУЭДЗИНОМ стал назначенный самим Мухаммадом по откровению от Аллаха эфиоп Биляль ибн Рибах, вольноотпущенник пророка.

Историки считают, что в арабских племенах еще до ислама существовал обычай издавать особый крик — например, для сбора членов племени на военный совет. Это поручалось человеку, которого называли мунади, или муаззин (глагол «азана» по-арабски означает «кричать на публике»).

Сначала МУЭДЗИН зазывал людей на молитву на улицах, и лишь спустя некоторое время для этого стали использовать самую высокую точку в городе, а позже — минарет.

Это произошло при омейадском халифе Абд аль-Малике (685-705).

С годами выработались требования к профессиональному МУЭДЗИНУ:
он должен был обладать мощным, но приятным голосом, который могли бы слышать все жители данной местности.

Мелодичному произнесению слов азана обучали детей, которые обнаруживали способности к пению.

Иногда функции МУЭДЗИНА переходили по наследству. Семьи, в которых были слепые мальчики, видели в карьере МУЭДЗИНА возможность для своих детей получить источник пропитания. Кроме того, поднимаясь на минарет слепой МУЭДЗИН не видел того, что происходит во дворах и домах жителей.

Существовали и региональные способы призыва:
в Фесе (Марокко) на минарете укрепляли знамя, а в темное время — зажигали лампу.

В Индонезии в ряде мечетей начало молитвы предваряется звуками гонга (влияние буддизма).

В некоторых крупных мечетях возникла традиция хоровой рецитации азана.

Кроме азана МУЭДЗИНЫ стали исполнять специальные славословия, например, произносили «прекрасные имена Аллаха».

С самого начала МУЭДЗИН (в отличие от звонаря в христианстве) рассматривался как помощник имама (светского и духовного главы общины или государства).

Халиф Умар (634-644) отправил в помощь наместнику Куфы человека в качестве «МУЭДЗИНА и визиря». Тогда же выработался ритуал, когда МУЭДЗИН сначала призывал правоверных на улице, а затем отправлялся к правителю, приветствовал его и приглашал на молитву.

Сначала азан состоял из фразы «Молитва вместе» («Ас-салат джамиа-тан»).

Впоследствии ее стали использовать только в чрезвычайных случаях.

Иногда обязанности МУЭДЗИНА возлагали на астронома, который должен был удостоверять правильность киблы (направления на молитву) при строительстве мечети, а также рассчитывать время намаза.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: