Неоабстракционизм

Неоабстракционизм (абстракционизм второй волны) — направление в искусстве, для которого характерны стихийно-импульсивное самовыражение, принципиальный отказ от изображения действительности, фигуративности во имя чистой выразительности, поток сознания, запёчатлённый в цвете.

Неоабстракционизм создал новое поколение абстракционистов: Дж. Поллок, Де Кунинг, А. Манисирер и др.

Они освоили сюрреалистические технику и принципы «психического автоматизма».

У Поллока акцентируется в творческом акте не произведение, а сам процесс его создания. Этот процесс становится самоцелью, и здесь формируются истоки «живописи действия».

Принципы неоабстракционизма обосновывали М. Брион, Г. Рид, Ш. П. Брю, М. Ратон.

Итальянский теоретик Д. Северини призывал забыть реальность, поскольку она не влияет на пластическое выражение.

Другой теоретик, М. Зефор, заслугой абстрактной живописи считает то, что она не несёт в себе ничего от нормальной среды человеческой жизни.

Фотография отняла у живописи изобразительность, оставив последней лишь выразительные возможности для раскрытия субъективного мира художника.

Слабое звено теории абстракционизма и неоабстракционизма — отсутствие ясных ценностных критериев отличия творчества от спекуляции, серьёзности от шутки, таланта от бездарности, мастерства от трюкачества.

Художественные решения неоабстракционизма (гармонизация цвета и формы, создание «равновесия» разных по величине плоскостей за счёт интенсивности их окраски) используются в архитектуре, дизайне, оформительском искусстве, театре, кино, телевидении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: