Новгородская школа

Новгородская школа — одна из значительных школ в развитии древнерусского искусства второй половины XII-XV веков. После восстания 1136года в Новгороде возникла богатая, сильная республика, где власть князя ограничивало народное вече. Великолепные храмы, иконы, фрески, произведения прикладного искусства и книжной миниатюры отражают высокий уровень культуры, достигнутый Новгородским государством.
Шедевры раннего новгородского зодчества — церкви Благовещения в Аркажах (1189), Святого Георгия в Старой Ладоге (1160-80-е) и Спаса на Нередице (1199, не сохранилась) — отличаются простотой и ясностью планов. Они выглядят приземистыми, тяжеловатыми, однако удивительно пластичными, органично связанными с равнинным северным пейзажем. Интерьеры новгородских храмов богато расписаны фресками.
В живописи новгородской школы XII- XIII веков прослеживаются два направления. Одно, связанное с византийскими традициями, отличается изысканностью, тонкостью письма, величавостью образов, гармоничным неярким колоритом (фрески храмов в Старой Ладоге и Аркажах). К этому направлению относятся также монументальные иконы больших размеров («Устюжское Благовещение», «Голова Архангела», обе XII век; «Успение Богоматери», XIII век, и другие). Монументальные новгородские иконы с их возвышенными образами, гармоничным линейным ритмом, немного сумрачным колоритом — явление уникальное.
Другое направление новгородской живописи ближе к национальным, народным корням и традициям. Оно прослеживается и в монументальных фресковых росписях (храм Спаса на Нередице), и в памятниках иконописи («Иоанн Лествичник, Георгий и Власий», XIII век, и другие). Образы святых здесь не так возвышенны и неприступны, они проще, живее, добрее.
Более простым и ярким становится колористическое решение. В XIV-XV веках. В Новгороде шло интенсивное строительство храмов (церкви Николы на Липне, 1292; Успения на Волотовом поле,1352; Федора Стратилата, 1361; Спасо-Преображенский собор, 1374, и другие).
Новгородские храмы, отличаются монументальностью архитектурного облика. На это время приходится и период расцвета новгородской живописи. Заметное влияние на мастеров Новгородской школы оказали работы выходца из Византии Феофана Грека. В Новгороде Феофан расписал Спасо-Преображенский собор (1378 год). Его темпераментная, сильная живопись с выразительным контуром фигур и резкими светлыми бликами, акцентирующими внимание на чертах лица, умение передавать в облике изображенных внутреннее состояние произвели огромное впечатление на русских живописцев. Под воздействием его искусства выполнены фрески церквей Федора Стратилата (1370-е) и Успения на Волотовом поле (не сохранились). Другие росписи (церкви Спаса на Ковалеве, 1380 год; Рождества на кладбище, 1390-е) обнаруживают связь Новгородской школы с грузинскими и особенно сербскими традициями.
В иконописи XIV-XV веков ощутимо сильное воздействие народного творчества. Это сказалось в любви художников к ярким локальным краскам, а также в переосмыслении образов христианских святых, трансформированных в духе традиционных народных верований. Так, особенно любимый новгородцами образ святого Георгия приобретает черты сказочного королевича.
Особенность новгородских икон состоит в наполнении эпизодов Священного Писания бытовыми подробностями, в изображении реальных лиц (семья на иконе «Молящиеся новгородцы», 1467) или целых исторических эпизодов («Битва Суздальцев с Новгородцами», конец XV века).
До нас дошли также великолепные образцы новгородского художественного шитья, резьбы по дереву, книжной миниатюры, в которой новгородцы выработали своеобразный стиль украшения инициалов, предполагающий сочетание человеческих фигур и фантастических животных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: