Органическая архитектура

Органическая архитектура — направление в архитектуре (сформировавшееся в 30-50-х гг. XX в., главным образом, в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание произведений, форма которых вытекала бы из их назначения и конкретных условий среды, подобно форме естественных организмов.

Идеи органической архитектуры, впервые сформулированные в 1890-х гг. американским архитектором Л. Салливеном, были развиты его учеником Ф. Л. Райтом.

Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставленная подчёркнутому выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре; впервые была реализована им в так называемых домах прерий (дом Роби в Чикаго, 1909, и др.).

Полемизируя с техницистскими крайностями функционализма, противопоставляя ему стремление к учёту индивидуальных потребностей и психологии людей, органическая архитектура в середине 30-х гг. XX в. становится одним из ведущих направлений современной архитектуры.

Под воздействием идей органической архитектуры сложились региональные архитектурные школы в скандинавских странах (например, творчество А. Аалто и др.); в США принципы органической архитектуры использовала так называемая калифорнийская школа во главе с Р. Нёйтрой.

Во второй половине 40-х гг. теория органической архитектуры была подхвачена в Италии архитектором Б. Дзеви; в 1945 г. в Риме создана группа АРАО (Associazione per I'Archittetura Organica, Ассоциация органической архитектуры), подчеркнувшая в своей программе гуманистическую направленность основных положений органической архитектуры.

Однако направление в целом было идейно расплывчатым, абстрактно-гуманистические идеи уводили его от решения насущных социальных задач, стоящих перед архитектурой; диапазон органической архитектуры был ограничен главным образом строительством особняков, вилл, загородных отелей.

После смерти Райта (1959) органическая архитектура окончательно растворилась среди других направлений архитектуры 60-х гг. XX в., имеющих рационалистическую окраску.

Некоторые общие принципы формообразования, отдельные приёмы, выработанные органической архитектурой, продолжают широко использоваться в архитектуре и дизайне.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: