Осевое время

Осевое время — термин, введённый в научный оборот К. Ясперсом, утверждавшим, что именно с осевого времени начинается единство человеческой истории.

«Ось» мировой истории он относит ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шёл между 800 и 200 гг. до н. э.

В это время завершается мифологическая эпоха и начинается борьба рационального опыта с мифом, вырабатываются основные понятия и категории, закладываются основы мировых религий.

Интенсивное духовное движение К. Яснерс обнаруживает в трёх мирах: Китай и Индия; Эллада; Ближний Восток.

В Индии — Упанишады, Будда;

в философии Индии и Китая — скептицизм, материализм, софистика и нигилизм;

в Иране — Заратустра;

в Палестине — пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя;

в Греции — Гомер, Парменид, Гераклит, Платон, Фукидид, Архимед и т. д.

(именно там и тогда человек начинает осознавать свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познаёт абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира).

Исторически осевое время становится всеохватывающим, в его орбиту втягиваются германские и славянские народы, японцы, малайцы и сиамцы.

Мировая история обретает устойчивую структуру и единство.

В истории К. Ясперс выделяет четыре «среза»:

1) возникновение языков, изобретение орудий, начало использования огня;

2) возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индии и позднее — в Китае в 5-3 тыс. до н. э.;

3) духовное основоположение человечества, произошедшее в VIII—II вв. до н. э. одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции; это этап, на котором возникает современный нам человек со своими представлениями о присущих ему возможностях и границах осознания себя как Самости;

4) подготовленное в Европе с конца средневековья рождение научно-технической эры, которая духовно конституируется в XVH в., приобретает всеохватывающий характер с конца XVIII в. и получает чрезвычайно быстрое развитие в XX в.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: