Парсуна

Парсуна (искажение слова «персона», от лат. persona — личность, лицо) — условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в.

Первые парсуны, изображавшие реальных исторических лиц, ни техникой исполнения, ни образной системой фактически не отличались от произведений иконописи (парсуна царя Фёдора Ивановича, первая половина XVII в.).

Во второй половине XVII в. развитие парсуны шло по двум направлениям.

Первому было присуще усиление иконного начала: черты реального персонажа как бы растворялись в идеальной схеме лика его святого патрона (парсуна царя Фёдора Алексеевича, 1868 г.).

Представители второго направления, не без влияния работавших в России иностранных художников, искусства Украины и Литвы, постепенно усваивали приёмы западноевропейской живописи, стремились к передаче индивидуальных особенностей модели, объёмности форм; вместе с тем сохранялись традиционная статичность поз и условность трактовки одеяний (парсуна Годунова, 1686 г.).

Во второй половине XVII в. парсуну иногда писали на холсте масляными красками, порой с натуры.

Как правило, парсуны создавались живописцами Оружейной палаты — С. Ушаковым, И. Максимовым, И. Безминым, Г. Одольским, М.И. Чоглоковым и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: