Портрет

Портрет (фр. portrait, от устар. portraire — изображать) — изображение (образ) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в действительности.

 Портрет. Барокко. Италия. Караваджо, Микеланджело Меризи де. Юноша с корзиной фруктов
Портрет. Барокко. Италия. Караваджо, Микеланджело Меризи де. Юноша с корзиной фруктов

Портрет — один из главных жанров живописи, скульптуры, графики.

Важнейший критерий портретности — сходство изображения с моделью (оригиналом). Оно достигается не только верной передачей внешнего облика портретируемого, но и раскрытием его духовной сущности, диалектического единства индивидуальных и типичных черт, отражающих определённую эпоху, социальную среду, национальность.

 Портрет. Возрождение. Италия. Боттичелли, Сандро. Портрет молодого человека
Портрет. Возрождение. Италия. Боттичелли, Сандро. Портрет молодого человека

В то же время, отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, эстетическое кредо, находящие воплощение в его творческой манере, способе трактовки портрета, придают портретному образу субъективно-авторскую окраску.

 Портрет. Барокко. Италия. Строцци, Бернардо. Женщина с гамбой
Портрет. Барокко. Италия. Строцци, Бернардо. Женщина с гамбой

Исторически складывалась широкая и многоплановая типология портрета: в зависимости от техники исполнения, назначения, особенностей изображения персонажей различают портреты станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (фрески, мозаики, статуи), парадные и интимные, погрудные, в полный рост, анфас, в профиль и т. д.

Существуют портреты на медалях, геммах, портретная миниатюра.

По числу персонажей портреты делятся на индивидуальные, двойные, групповые.

Специфический жанр портрета — автопортрет.

Подвижность жанровых границ портрета позволяет в одном произведении сочетать его с элементами других жанров.

Таковы портрет-картина, где портретируемый представлен во взаимосвязи с миром окружающих его вещей, с природой, архитектурой, другими людьми, и портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.

Возможность выявления в портрете не только высоких духовно-нравственных качеств человека, но и негативных свойств модели обусловила появление портретной карикатуры-шаржа, сатирического портрета.

Зародившись в глубокой древности, портрет достиг высокого уровня развития в древневосточной, особенно в древнеегипетской скульптуре, где он выполнял главным образом роль «двойника» портретируемого в загробной жизни.

Подобное религиозно-магическое назначение древнеегипетского портрета приводило к проецированию на канонический тип изображения индивидуальных черт определённого человека.

В Древней Греции в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей.

С конца V в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа), а в эллинистическом искусстве тяготеет к драматизации образа.

Древнеримский портрет отмечен чёткой передачей индивидуальных черт модели, психологической достоверностью характеристик.

В эллинистическом искусстве и в Древнем Риме наряду с портретными, иногда мифологизированными бюстами и статуями широко распространились портреты на монетах и геммах.

Живописные файюмские портреты (Египет, I—IV вв.), во многом связанные с древневосточной магической традицией «портреты двойника», создавались под воздействием античного искусства, несли в себе ярко выраженное сходство с моделью, а в поздних образцах — специфическую духовную выразительность.

 Портрет. Символизм. Россия. Бакст, Лев Самойлович. Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней
Портрет. Символизм. Россия. Бакст, Лев Самойлович. Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней

Эпоха средних веков, когда личностное начало растворялось во внеличностной корпоративности, религиозной соборности, наложила особый отпечаток на эволюцию европейского портрета. Часто он представляет собой неотъемлемую часть церковно-художественного ансамбля (изображения правителей, их приближённых, донаторов).

При всём том, некоторым скульптурам эпохи готики, византийским и древнерусским мозаикам и фрескам присущи ясная физиономическая определённость, зачатки духовной индивидуальности.

В Китае, несмотря на подчинение строгому типологическому канону, средневековые мастера (особенно периода Сун, X-XIII вв.) создали множество ярко индивидуализированных портретов, часто подчёркивая в моделях черты интеллектуализма.

Выразительны портретные образы средневековых японских живописцев и скульпторов, из живых наблюдений исходили мастера портретной миниатюры Средневековой Азии, Азербайджана, Афганистана (Кемаледдин Бехзад), Ирана (Реза Аббаси), Индии.

Выдающиеся достижения в искусстве портрета связаны с эпохой Возрождения, утверждавшей идеалы героической, активно-действенной личности.

Свойственное ренессансным художникам ощущение цельности и гармоничности мироздания, признание человека высшим началом и центром земного бытия определили новую структуру портрета, в котором модель зачастую выступала уже не на условном, ирреальном фоне, а в реальной пространственной среде, иногда — в непосредственном общении с вымышленными (мифическими и евангельскими) персонажами.

Принципы ренессансного портрета, намеченные в итальянском искусстве треченто, прочно утвердились в XV в. (живопись Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, Доменико Венециано, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Пьеро делла Франческа, А. Мантеньи, Антонелло да Мессина, Джентиле и Джованни Беллини, статуи Донателло и А. Верроккьо, станковая скульптура Дезидерио ля Сеттиньяно, медали Пизанелло).

Мастера Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, сознанием личной свободы, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.

Большей по сравнению с итальянским портретом духовной заострённостью, предметной точностью изображения отличалось портретное творчество нидерландских (Ян Ван Эйк, Робер Кампен, Рогир Ван дер Вейден, Лука Лейденский) и немецких (А. Дюрер, Л. Кранах Старший, X. Хольбейн Младший) мастеров.

Герой их портретов нередко предстаёт как неотделимая частица мироздания, органически включённая в его бесконечно сложную систему.

Ренессансным гуманизмом проникнуты живописные, графические и скульптурные портреты французских художников этой эпохи (Ж. Фуке, Ж. и Ф. Клуэ, Корнель де Лион, Ж. Пилон).

В искусстве Позднего Возрождения и маньеризма портрет утрачивает гармоническую ясность ренессансных образов: она сменяется напряжённостью образного строя и подчёркнутой драматичностью духовного выражения (произведения Я. Понтормо, А. Бронзино в Италии, Эль Греко в Испании).

Кризис возрожденческого антропоцентризма в условиях общественно-политических сдвигов на рубеже XVI-XVII вв. определил новый характер западноевропейского портрета. Его глубокая демократизация, стремление к многостороннему познанию человеческой личности в XVII в. получили наиболее полное воплощение в искусстве Голландии.

Эмоциональной насыщенностью, любовью к человеку, постижением сокровенных глубин его души, тончайших оттенков мысли и чувства отмечены портреты работы Рембрандта.

Полные жизни и движения портреты кисти Ф. Халса раскрывают многомерность и изменчивость душевных состояний модели.

Сложность и противоречивость действительности отражены в творчестве испанца Д. Веласкеса, создавшего галерею полных достоинства и духовного богатства образов.

Яркие, полнокровные натуры привлекают фламандского живописца П.П. Рубенса, тонкой выразительностью характеристик отмечены виртуозные по технике портреты его соотечественника А. Ван Дейка.

Реалистические тенденции искусства XVII в. проявились также в портретном творчестве С. Купера и Дж. Райля в Англии, Ф. де Шампеня, братьев Пенен во Франции, В. Гисланди в Италии.

Существенному идейно-содержательному обновлению портрета, выразившемуся, в частности, в расширении его жанровых границ (развитие группового портрета и перерастание его в групповой портрет-картину в творчестве Рембрандта, Халса, Веласкеса; широкая разработка станковых форм автопортрета у Рембрандта, Ван Дейка, Н. Пуссена и др.), сопутствовала эволюция его выразительных средств, придававших изображению большую жизненность.

Свежие реалистические тенденции проявились в портрете XVIII в.

Жизненная правдивость, точность социальных характеристик, острая аналитичность свойственны произведениям французских портретистов (живопись и станковая графика М. К. де Латура и Ж. О. Фрагонара, пластика Ж. А. Гудона и Ж. Б. Пигаля, «жанровые» портреты Ж. Б. С. Шардена, пастели Ж. Б. Перронно) и живописцев Великобритании (У. Хогарт, Дж. Рейнолдс, Т. Гейнсборо).

В условиях экономического и культурного роста России в XVII в. здесь получают распространение поротреты-парсуны, носившие условно-иконописный характер.

Интенсивное развитие светского станкового портрета в XVIII в. (полотна И. Никитина, А. Матвеева, А. Антропова, И. Аргунова) к концу столетия подняло его на уровень высших достижений современного мирового портрета (живопись Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, пластика Ф.И. Шубина, гравюры Б.П. Чемесова).

Первая половина XIX в. способствовала постановке и решению новых задач в жанре портрета. Существенные аспекты эпохи ярко и правдиво отразились в целой галерее отмеченных чертами классицизма портретов французского художника Ж. Л. Давида.

Приподнято-романтические, страстно-эмоциональные, а подчас гротескно-сатирические образы создал в своих портретах испанский живописец Ф. Гойя.

В первой половине XIX в. наряду с развитием тенденций романтизма (живописные портреты работы Т. Жерико и Э. Делакруа во Франции, О. Кипренского, К. Брюллова, В. Тропинина в России, Ф. О. Рунге в Германии) новым жизненным содержанием наполнились и традиции портретного искусства классицизма (в творчестве французского художника Ж. О. Д. Энгра), появились значительные образцы сатирического портрета (графика и скульптура О. Домье во Франции).

В середине и во второй половине XIX в. расширяется география национальных школ портрета, возникает множество стилистических направлений (А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Я. Матейко в Польше, Д. Сарджент. Дж. Уистлер, Т. Эйкинс в США и др.).

В психологических, часто социально типизированных портретах передвижников В.Г. Перова, Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, И.Е. Репина воплотился их интерес к представителям народа, к разночинской интеллигенции как к социально значительным, полным духовного благородства личностям.

Достижения французских мастеров импрессионизма и близких им художников, скульпторов (Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, О. Роден) привели в последней трети XIX в. к обновлению идейно-художественных концепций портрета, передающего теперь изменчивость облика и поведения модели в столь же изменчивой среде.

Противоположные тенденции нашли выражение в творчестве П. Сезанна, стремившегося выразить в монументально-художественном образе устойчивые свойства модели, и в драматических, нервно-напряжённых портретах и автопортретах голландца Винсента Ван Гога, глубоко отразивших жгучие проблемы нравственной и духовной жизни современного человека.

В предреволюционную эпоху русский реалистический портрет получил новое качество в остропсихологических произведениях В. А. Серова, в духовно значительных, наполненных глубоким философским смыслом портретах М. Врубеля, в жизненно полнокровных портретах-типах и портретах-картинах Н. Касаткина, А. Архипова, Б. Кустодиева, Ф. Малявина, в скрытой драматичности живописных и графических портретов К. Сомова, в скульптурных произведениях С. Конёнкова, П. Трубецкого и др.

В XX в. в жанре портрета проявились сложные и противоречивые тенденции искусства новейшего времени.

На почве модернизма возникают произведения, лишённые самой специфики портрета, нарочито деформирующие или вовсе упраздняющие образ человека.

В противовес им идут интенсивные, иногда противоречивые поиски новых средств выражения сложной духовной сущности современного человека, отразившиеся в графике К. Кольвиц (Германия), в пластике Ш. Деспьо (Франция), Э. Барлаха (Германия), в живописи П. Пикассо, А. Матисса (Франция), А. Модильяни (Италия).

Творчески развивали традиции реалистического портрета живописцы Р. Гуттузо в Италии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, Э. Уайет в США, скульпторы В. Аалтонен в Финляндии, Дж. Манцу в Италии и др.

Позиции реализма занимали портретисты: Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии, Ф. Кремер в Германии, К. Дуниковский в Польше, К. Баба в Румынии и др.

Лучшие достижения портретного искусства XIX-XX вв. проявились в творчестве отечественных скульпторов С. Лебедева, В. Мухиной, Е. Вучетича, Н. Томского, живописцев К. Петрова-Водкина, М. Нестерова, П. Корина, М. Сарьяна, К. Магалашвили, Т. Салахова, А. Пластова, И. Клычева и др., графиков В. Фаворского, Г. Верейского.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: