Постиндустриальное общество

Постиндустриальное общество (лат. post — после, и фр. industriel, от лат. industria — деятельность) — распространённое в современной социологии и футурологии обозначение новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом.

Концепция постиндустриального общества представляет собой дальнейшее развитие популярной в 60-х гг. XX в. теории индустриального общества американского экономиста и социолога У. Ростоу, выделявшего в развитии общества, исходя из изменений в характере производства и потребления, традиционную и индустриальную стадии.

Понятие «постиндустриальное общество», впервые предложенное в 1914 г. А. Кумарасвами, было использовано в 1922 г. А. Пенти для обозначения идеального общества, в котором применяются принципы автономного производства для преодоления конфликтов индустриальной эпохи.

В1958 г. Д. Рисмен, анализируя перспективы труда в новом, послевоенном обществе, реанимировал понятие «постиндустриальное общество», которое вслед за ним было использовано А. Туреном в работе «Постиндустриальное общество» (1969), а в наиболее полном виде концепция постиндустриального общества нашла своё отражение в работе Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество» (1973), в которой в качестве важнейшей характеристики «постиндустриального общества выделяется экспансия производства услуг и информации, а корни формирования постиндустриального общества усматриваются в беспрецедентном влиянии современной науки и производства».

Согласно концепции постиндустриального общества Д. Белла, человечество проходит в своём развитии не две стадии, а три — доиндустриальную (или традиционную), индустриальную и постиндустриальную, каждой из которых соответствуют определенный тип производства и уровень развития технологий — сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг.

Данным стадиям присущи специфические формы социальной организации (церковь и армия — в аграрном обществе, корпорация — в индустриальном, университеты — в постиндустриальном), а также господствующая роль определённого сословия (соответственно: священников и феодалов; промышленников и бизнесменов; учёных и профессиональных специалистов).

Таким образом, для постиндустриальной стадии развития общества, которую называют информационной, а также «постбуржуазной» (Дж. Лихтхайм), «посткапиталистической» (Р. Дарендорф), «постмодернистской» (А. Этциони), «постцивилизационной» (К. Боулдинг), «постэкономической» (Г. Кан), «пострыночной» (С. Эйзенштадт), «постпротестантской» (С. Алстром), «постисторической» (Р. Сейденберг), «постнефтяной» (Р. Барнет), «постиндустриальной» (Д. Белл), а также «технотронной» (3. Бжезинский), «технологической» (Ж. Элюль), «супериндустриальной» (Э. Тоффлер), основными продуктами потребления становятся услуги и знания, а главными технологиями — информационные технологии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: