Постмодернизм

Постмодернизм («постмодерн») (лат. post — после, и фр. moderne — современный) — обобщённое обозначение тенденций с конца 1960-х гг. в культуре и общественной жизни постиндустриального, информационного общества.

Представители французского постмодернизма Ж. Бодрийяр, Ж. -Ф. Лиотар, Ж. Делёз и др. отмечали, что в обществе потребления и массмедиа народ превращается в аморфную массу потребителей и клиентов, в электорат, а интеллигенция вообще освободила место интеллектуалам, которые представляют собой лишь лиц умственного труда.

В силу радикальных изменений интеллектуалы уже утратили иллюзии относительно справедливости, они не претендуют на роль «властителей дум».

Скептическое отклонение от установки на преобразование мира тянет за собой отказ от попыток его систематизации: мир не только не поддаётся человеческим усилиям его переделать, но и не укладывается ни в какие теоретические схемы.

Постмодернизм отрицает способность науки давать объективное, достоверное знание, открывать закономерности и причинные связи, выявлять тенденции.

Он настаивает на невозможности зафиксировать наличие жёстких, самозамкнутых систем и в экономике, и в политике, и в культуре.

Новое, «постмодернистское» мышление возникает вне традиционных понятийных оппозиций (субъект — объект, целое — часть, внутреннее — внешнее, реальное — воображаемое), оно не оперирует привычными устойчивыми целостностями (Восток — Запад, капитализм — социализм, мужское — женское).

Постмодернизм — это «скандальный», с точки зрения классических интеллектуальных навыков, тип философствования «без субъекта»: субъект распался как центр системы представлений (репрезентаций).

В постмодерновом обществе достаточно типичной и распространённой является фигура «яппи» (молодой профессионал, наслаждающийся всеми благами цивилизации, без «интеллигентских комплексов») и фигура «зомби» — запрограммированное существо без личностных качеств, не способное к самостоятельному мышлению.

Такой человек живет одним днём, главный стимул для него — профессиональный и финансовый рост любой ценой.

Мировоззрение современного постмодернистского человека не имеет определённых мощных оснований, ведь все формы идеологии размыты, не опираются на волю, в ней уживается все, что раньше считалось несовместимым; в постмодернистском мировоззрении нет устойчивого внутреннего ядра.

Мироощущение постмодернистского человека можно определить как неофатализм, ведь человек уже не воспринимает себя как хозяина своей судьбы, он верит в игру случайности, в неожиданное, спонтанное везение.

Разочарование в идеалах и ценностях, в исчезновении будущего, которое оказалось будто бы украденным, привело к усилению нигилизма и цинизма.

Этика в постмодернистском обществе отходит на второй план, пропуская вперёд эстетику, культ чувственных и физических наслаждений.

В культурно-эстетическом плане постмодернизм окончательно закрепляет переход от творения к конструкции, от деятельности по творению произведений к деятельности по поводу этой деятельности.

В культурной сфере господствует массовая культура, а в ней — мода и реклама.

Постмодернизм настаивает на том, что именно мода всё освящает, обосновывает и узаконивает; всё, что не признаётся модой, не имеет права на существование.

Даже научные теории, чтобы привлечь внимание, должны быть модными, поскольку и для них внутренние содержательные достоинства перекрываются внешней привлекательностью и эффективностью. Отсюда и вся постмодернистская жизнь так же неустойчива и эфемерна, как и капризная, непредсказуемая мода.

Постмодернизм в архитектуре и изобразительном искусстве — совокупность тенденций в художественной культуре второй половины XX в., связанных с радикальной переоценкой ценностей авангардизма.

Утопические устремления прежнего авангарда сменились более самокритичным отношением искусства к самому себе, война с традицией — сосуществованием с ней, принципиальным стилистическим плюрализмом.

Постмодернизм, отвергая рационализм «интернационального стиля», обратился к наглядным цитатам из истории искусства, к неповторимым особенностям окружающего пейзажа, сочетая всё это с новейшими достижениями строительной технологии.

Изобразительное творчество постмодернизма (ранним рубежом которого стал поп-арт) провозгласило лозунг «открытого искусства», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями.

В этой ситуации прежнее противостояние традиции и авангарда утратило свой смысл.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: