Примитивизм. Наивное искусство

Примитивизм. Наивное искусство (от лат. primitivus — первый, самый ранний) — общее название творчества непрофессиональных художников конца XIX-XX в., не знакомых с художественной грамотой и сознательно культивировавших определенную «неправильность» своих произведений. Речь идет не просто о непрофессиональном искусстве, но о художниках, вовлеченных в общий художественный процесс того времени, оказавших некоторое воздействие на современное им профессиональное творчество. К художникам-примитивистам относятся получившие всемирную известность А. Руссо, К. Бомбуа, Л. Серафин, Н. Пиросмани и др.

Руссо, Анри. У опушки. Около 1886. 70 x 60,5 см. Масло. Примитивизм. Постимпрессионизм. Франция
Руссо, Анри. У опушки.
Около 1886. 70 x 60,5 см. Масло.
Примитивизм. Постимпрессионизм. Франция

Примитивизм называют также наивным искусством. Иногда под примитивизмом понимают сознательное использование в творчестве профессиональных художников форм примитивного искусства: детского рисунка, народного творчества, искусства иных, как правило, экзотических культур.

Руссо, Анри. Сновидение. 1910. 204 x 298 см. Холст. Примитивизм. Постимпрессионизм. Франция
Руссо, Анри. Сновидение.
1910. 204 x 298 см. Холст.
Примитивизм. Постимпрессионизм. Франция

Неопримитивизм. Совокупность художественных приемов, свойственных искусству конца XIX-XX в. и заключающихся в нарочитом упрощении художественных средств и форм ради достижения наибольшей выразительности, — например, использование яркого, локального цвета, искаженного рисунка, простой композиции и т. п. При этом неопримитивизм опирается на опыт примитивного искусства (искусства архаических культур, народного искусства и т. п.).

Руссо, Анри. Джунгли на экваторе. 1909. 140,3 x 129,5 см. Холст. Примитивизм. Постимпрессионизм. Франция
Руссо, Анри. Джунгли на экваторе.
1909. 140,3 x 129,5 см. Холст.
Примитивизм. Постимпрессионизм. Франция

Неопримитивизм сказался в творчестве почти всех ведущих мастеров XX века. Культура островитян вдохновляла П. Гогена, скульптура народов Африки оказала влияние на кубистов и т. д. Особую роль сыграл неопримитивизм в становлении русского авангарда. Сам термин утвердился в искусствознании после появления манифеста русских неопримитивистов в 1913 году.

Руссо, Анри. Малакоф. 1898. 45,7 x 55,2 см. Масло. Примитивизм. Постимпрессионизм. Франция
Руссо, Анри. Малакоф.
1898. 45,7 x 55,2 см. Масло.
Примитивизм. Постимпрессионизм. Франция

Примитив. (Лат. primitivus — первый, самый ранний) — в первоначальном смысле — произведение ранней стадии развития искусства. В настоящее время этот термин употребляется применительно к произведениям художников-самоучек (зачастую безымянных), а также к искусству народов, сохранивших черты первобытно-общинного строя. Примитивами называют и произведения художников-примитивистов, работающих в манере подражания народному примитиву, детскому рисунку и т. п.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: