Принципы и виды перспективы

Перспектива подразумевает изображение окружающей действительности на плоскости картины согласно определённым законам построения.

В разные исторические эпохи и в разных культурах существовали всевозможные принципы построения перспективы. Всё зависело от уровня развития общества и задач, стоящих перед художниками.

Отображение первобытными художниками окружающего мира сводилось к ритуальным рисункам охоты и не включало понятие перспективы как таковой.

В Египетских фресках и барельефах больший размер одних фигур людей по отношению к другим, означал лишь значимость в положении на иерархической лестнице общества и не имел ни чего общего с перспективой (ближе – больше, дальше – меньше). Стояли задачи показать величие фараона и его приближённых, что и соответствовало официальной идеологии того общества.

Глубокий интерес античного искусства к познанию окружающего и стремление наиболее адекватно отразить объёмный мир на плоскости, привело к появлению линейной перспективы, первоначально имевшей одну точку схода параллельных прямых, а затем и несколько, расположенных на одной вертикальной прямой (рыбья кость). В эпоху Возрождения окончательно формируется понятие линейной перспективы: множество точек схода параллельных прямых на линии горизонта, пропорционально удалённости от зрителя.

Начертательной геометрией были разработаны законы построения линейной перспективы, они широко используются современными художниками. Но надо сделать оговорку, на специфику восприятия пространственной перспективы человеком, и сказать, что она несколько отличается от линейной.

В ближайшем окружении пространство воспринимается в параллельной перспективе (параллельные не пересекаются), что соответствует принципам живописи Китая и Японии, и часто применяется в построении натюрмортов и для изображения дальних планов современными живописцами.

Отдельно об обратной перспективе, у которой предметы увеличиваются по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, имея точки схода за зрителем. Целью такого приёма является втянуть зрителя во внутреннее пространство картины, приобщить его к сюжету и сделать соучастником действа. При чём, при анализе изображений древнерусских икон, видно, что принципы обратной перспективы относятся только к предметам переднего плана, а дальний план выстроен по параллельной и линейной перспективе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: