Религия аборигенов Австралии — традиционные верования коренного населения Австралии, сохраняющиеся в настоящее время преимущественно на севере континента, Арнемленде и в центральных областях, где аккультурация первобытных племен была наименее интенсивной.
В начале колониального освоения Австралии европейцами на континенте насчитывалось не менее 300 тыс. аборигенов, принадлежавших примерно к 270 языковым группам.
Мифы передавались от одного региона к другому, и все группы придерживались общего взгляда на строение мира, хотя верования и обряды сильно отличались. Несмотря на территориальную удаленность, у племён сохранилось много общих черт.
В РЕЛИГИИ АБОРИГЕНОВ АВСТРАЛИИ есть представления о божестве-демиурге, которое сотворило мир и удалилось на небо. Тем не менее, небожители иногда покидают свою обитель для участия в тайных обрядах инициации, к ним обращаются с молитвами.
Многие учёные (М. Элиаде и др.) полагают, что в повседневной жизни австралийцы возносят молитвы не к небесному «бездеятельному» божеству (deus otiosus), а к культурному герою или существам, самозародившимся в период, называемый «временем сновидений». Считается, что эти существа также обитают на небесах и могут свободно перемещаться между небом и землёй, используя лестницу или дерево.
Это — демиурги «второго творения», создавшие географический рельеф мира и населившие его. По окончании творения эти существа забрали с собой лестницу, соединявшую небо и землю, чем окончательно закрепили разрыв между двумя уровнями пространства. Затем сестры Ваувалук получили от Большого Змея запретные сакральные знания.
Это было «третье творение» — создание культурного пространства мира.
Абориген знакомится с сакральной историей мира во время обрядов инициации и тайных ритуалов, когда неофитам передается основная сумма религиозного учения.
Обряды инициации, оформляющие переход к половому созреванию у мальчиков, более сложны и болезненны, чем у девочек. Они часто сопровождаются обрезанием или ритуальными надрезами на теле.
Схема ритуальной смерти и рождения присутствует также в обряде посвящения в шаманы. Претендента на эту должность «убивает» и «оперирует» сообщество мужчин-знахарей, которые «заменяют» ему естественные смертные внутренние органы на вечные органы из минералов. Во время этой «операции» душа неофита совершает паломничество на небеса и в нижний мир. Считается, что «заново родившийся» шаман приобретает новые, сверхъестественные способности.
Важное место в РЕЛИГИИ АБОРИГЕНОВ АВСТРАЛИИ занимает Радужный Змей. Поскольку путешествия с неба на землю совершаются по радуге, был наложен запрет на купание в водоёмах, над которыми стоит радуга, чтобы непосвящённые не могли завладеть магическими веществами.
События «времени сновидений» разыгрываются в церемониях, так называемых «корробори». Они состоят из танцев под аккомпанемент песен специального цикла.
Важной частью подготовки к представлению являются раскраска тела и приготовление места его проведения. Некоторые корробори могут видеть все члены группы, другие предназначены только для мужчин.
У женщин есть собственные песни и танцы, связанные с культами плодородия и ролью жены и матери.
Смерть рассматривается аборигенами как результат злого колдовства. Погребальный ритуал включает в себя покарание предполагаемого убийцы. Считается, что умерший совершает путешествие на небо, но, в отличие от шамана, уже больше никогда не сможет воспользоваться своим физическим телом.