Рококо

Рококо («причудливый», «капризный», фр. rococo, от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трёх четвертей XVIII в.

Представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определённый этап общеевропейского стиля барокко.

 Рококо. Франция. Буше, Франсуа. Рождение Венеры
Рококо. Франция. Буше, Франсуа. Рождение Венеры

Термин «рококо» возник во Франции в конце XVIII в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства XVIII века: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, — его главный признак.

Искусство рококо — это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощрённой утончённости, в нем нет места героизму и пафосу — они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками.

Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность.

Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать лёгкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно отразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.

Самой распространённой формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придаёт произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.

В своих колористических исканиях мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-жёлтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы».

Одним из основоположников стиля рококо был талантливый Антуан Ватто, давший наиболее совершенное воплощение принципам этого стиля.

 Рококо. Франция. Ватто, Антуан. Серенада
Рококо. Франция. Ватто, Антуан. Серенада

Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам образов Ватто особую утончённость, которой уже не достигают непосредственные последователи мастера, превратившие его мотивы и манеру в изысканную и поверхностную моду (Ланкре, Патер, Кийар).

Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик Франсуа Лемуана Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик.

Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ваяло, Антуан Куапель и др.), и это влияние продержалось во Франции вплоть до революции 1789 г.

Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Ж. М. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля.

Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись.

Большое распространение в искусстве рококо и всего XVIII в. получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион.

Для архитектуры рококо характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось на интерьере.

Во Франции в трактовке фасада продолжал господствовать классицизм XVII в. Только ряд незначительных изменений смягчал строгость архитектурного образа.

Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям.

Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид.

Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах; резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму.

Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золочёных рамах.

Крупнейшие французские зодчие рококо: Робер Декотт, Габриэль, Боффран, Оппенор, Дельмер, Мейссонье.

Франция явилась законодательницей эстетики рококо; европейские страны были неравномерно захвачены этим веянием.

Наибольшее распространение рококо получило в Германии, особенно в Пруссии при дворе Фридриха II. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).

Крупнейшие представители рококо в Германии — архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, живописцы Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер.

В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе); под сильным этим влиянием в России работали такие мастера, как Растрелли, Ринальди (постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, Рокотов, Левицкий.

Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.

Почти все крупные живописцы XVIII в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), многие мастера полностью посвятили себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Оформление книги, мастерство переплёта, мебель, бронза и т. п. достигли в этот период небывалой художественной высоты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: