Сарматы

Сарматы — общее название ираноязычных племён, обитавших с VII в. до н. э. в степях Северного Причерноморья, на Северном Кавказе, в Поволжье и Южном Приуралье.

Ранние племена сарматов — так называемые савроматы — кочевали между реками Дон и Тобол.

Позже, смешавшись с родственными племенами Зауралья, Казахстана и Средней Азии, они образовали ряд сильных военно-племенных союзов.

В конце III—II в. до н. э. сарматы завоевали значительную часть Скифии, проникли в античные города Причерноморья Северного и в первые века н. э. достигли р. Дунай.

Судя по письменным источникам, сарматы жили в крытых войлоком повозках и, вероятно, в разборных юртах.

В тех районах, где сарматы переходили к оседлости, они строили хижины из плетня, обмазанного глиной, и крытые соломой.

На городищах Нижнего Днепра и в античных городах-колониях они сооружали дома из необработанного и плохо пригнанного камня.

Сарматы оставили яркие памятники декоративно-прикладного искусства, которые представляют собой одно из самобытных ответвлений так называемого скифо-сибирского «звериного стиля» и отличаются как мотивами изображений, так и приёмами их декоративной стилизации.

Оружие, сосуды, одежда, диадемы, культовые и многие бытовые предметы украшались изображениями хищных зверей и птиц (плоскими, рельефными, гравированными, объёмными, ажурными), выполненными из золота, бронзы, кости, рога и камня (напр., произведения из Блюменфельдского кургана в Поволжье, V в. до н. э.).

На глиняную посуду наносились геометрические мотивы, ручки кувшинов, туалетных алебастровых сосудов моделировались в форме животных.

Позже сарматы достигли высокого мастерства в торевтике и ювелирном деле (предметы из курганов в степях междуречья Дона и Днепра).

Наряду с изображениями в «зверином стиле» (изогнутые и переплетённые в экспрессивной, напряжённой борьбе тела хищников и драконов) появляются изображения крылатых гениев, грифонов, антропоморфных божеств, растительных мотивов, воспринятые как из искусства городов Боспорского царства, так и из среднеазиатского и греко-бактрийского искусства.

Изображения этого времени тяготеют к роскоши и декоративному изяществу.

В III в. до н. э. появляется и во II-IV вв. н. э. достигает расцвета характерный для сарматов так называемый полихромный стиль: одежда, обувь, ювелирные изделия из металла украшаются самоцветами, бусами, бисером, геммами и цветными эмалями; используются также зернь и филигрань (находки из богатых погребений в Волгоградской области, из курганов «Хохлам» и «Садовый» близ г. Новочеркасск, I в. до н. э. — II в. н. э.).

Зооморфные мотивы в искусстве сарматов постепенно всё более стилизуются и вытесняются геометрическим орнаментом.

В III—IV вв. «полихромный стиль» сарматов становится более пышным и грубым.

В эпоху великого переселения народов племена аланов совместно с готами и гуннами способствовали распространению этого стиля в Центральной и Западной Европе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: