Схоластика

Схоластика (греч. schole — досуг, школа, учение; лат. scholasticus — учебный, школьный) — христианская философия VIII-XV вв., преподававшаяся в церковных и светских учебных заведениях Европы.

В истории СХОЛАСТИКИ выделяют следующие периоды:

VIII-XI вв. — ранняя СХОЛАСТИКА (Алкуин, Иоанн Скот Эриугена, Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский и др.);
XII-XIII вв. — средняя, или зрелая (высокая) СХОЛАСТИКА (Пьер Абеляр, Роджер Бэкон, Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинский, Сигер Брабантский, Дуне Скот и др.);
XIV-XV вв. — поздняя СХОЛАСТИКА (Уильям Оккам, Альберт Саксонский, Жан Буридан и др.).

Средневековая СХОЛАСТИКА формировалась с целью систематического рационального обоснования положений христианства.

Опираясь на учения Платона, Аристотеля и Отцов церкви, она решала теологические проблемы: защищала теизм, обосновывала идеи креационизма, провиденциализма, троичности Бога, двуединой природы Христа, разрабатывала доказательства существования Бога, обсуждала проблему соотношения божественной и человеческой воли и т.д.

Вместе с тем в рамках СХОЛАСТИКИ решались и собственно философские проблемы — соотношение общего и частного, веры и разума, теологии и философии и т.д.

До XIII в. СХОЛАСТИКА ориентировалась преимущественно на учение Платона; с проникновением в Европу аверроизма — на Аристотеля.

СХОЛАСТИКА не была единым идейным течением; различают ортодоксальную СХОЛАСТИКУ, не выходившую за пределы христианской догматики, и неортодоксальную СХОЛАСТИКУ, направленную на освобождение философии от диктата церковных догматов.

Внутри СХОЛАСТИКИ шла разноплановая полемика.

Ортодоксальная СХОЛАСТИКА отстаивала теизм и доказывала, что божественное откровение и разум не могут противоречить друг другу и что можно представить учение о Боге как внутренне непротиворечивую систему.

Неортодоксальная СХОЛАСТИКА нередко отклонялась в сторону пантеизма (Эриугена, Амальрик из Бена) или деизма (парижские и падуанские аверроисты), выступала с требованиями веротерпимости (Абеляр, Оккам, Николай Кузанский).

В целом история СХОЛАСТИКИ отразила основные коллизии духовной жизни средневекового общества.

С развитием гуманизма и Реформации (XVI-XVII вв.) СХОЛАСТИКА утратила ведущую роль в развитии философии и богословия, однако сохранилась у ряда католических теологов.

Во второй половине XIX в. СХОЛАСТИКА возрождается в неотомизме, а в XX в. — в платоновско-августиновской и лувенской школах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: