Синтоизм

Синтоизм, синто (яп. синто — «путь богов») — традиционная национальная религия японцев, возникшая на базе анимистических, тотемистических и фетишистских представлений и испытавшая в своём развитии значительное влияние буддизма, конфуцианства и даосизма.

Объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших.

СИНТОИЗМ является развернутым комплексом представлений, ритуалов, обычаев, традиций, верований, тесно связанных с событиями японской истории.

Становление СИНТОИЗМ как национально-государственной религии относят к VI-VIII вв., когда страна была объединена под властью правителей центральной области Ямато. В это время была канонизирована система мифологии, и на вершине иерархии оказалась богиня Солнца Аматэрасу, объявленная предком правящей императорской династии; местные и клановые боги заняли подчинённое положение.

Появившийся в 701 г. свод законов «Тайхорё» утвердил это положение и учредил административный орган, ведающий вопросами религиозных верований и церемоний, установил список государственных религиозных праздников.

По приказу императрицы Гэммэй в 712 г. создана хроника «Записи о деяниях древности» («Кодзики»), включавшая мифы всех народностей, живших на Японских островах, а в 720 г. были составлены «Анналы Японии» («Нихонги»). В 947 г. к ним добавился свод «Энгисики» («Свод обрядов периода Энги»), содержащий подробное изложение ритуальной части государственного СИНТОИЗМА.

В 1087 г. утверждён официальный список государственных храмов, поддерживаемых императорским домом. Эти своды стали основными текстами СИНТОИЗМА — подобием Священного Писания.

В основе СИНТОИЗМА лежит обожествление природных сил и явлений, сопряженное с поклонением им.

Считается, что у каждой вещи на Земле есть свой дух, божество — нами. Одни ками являются духами местности, другие олицетворяют природные явления, третьи являются покровителями семей и родов.

Верховное божество — «богиня Солнца» Аматэрасу.

СИНТОИЗМ включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов.

Главным принципом СИНТОИЗМА является жизнь в согласии с природой и людьми.

Жизнь — естественный и вечный круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, им следует достигать гармонии с ками в этой жизни.

Некоторые принципы СИНТОИЗМА заимствованы из конфуцианства — прежде всего послушание людей правителю и необходимость гармонии между правителем и простыми людьми на каждом уровне власти, а также принцип «император — потомок богов».

В СИНТОИЗМЕ есть и заимствования из буддизма — например, о богах СИНТОИЗМА как аватарах различных буддистских персонажей.

Влияние буддизма стало особенно сильным с IX в., когда он был провозглашен государственной религией Японии. В это время в святилищах СИНТОИЗМА стали появляться изображения будд и бодхисатв, начали отмечаться новые праздники, заимствовались элементы ритуалов и т.д.

Появились синкретические синто-буддийские учения, такие как санно-синто и рёбу-синто, рассматривающие ками как проявления Будды, пронизывающего всю Вселенную.

После периода феодальных смут объединение страны, проведённое Токугавой, и установление военного правления привели к усилению позиций СИНТОИЗМА.

Постулат о божественности императорского дома стал одним из факторов, обеспечивающих целостность объединённого государства. Император воспринимался как воплощение богини Аматэрасу и должен был почитаться наравне с богами.

Япония представлялась в СИНТОИЗМЕ как государство-семья, в которой подданных отличает сыновняя почтительность к императору, а императора — родительская любовь к подданным, благодаря чему японская нация превосходит все другие по силе духа и имеет некое высшее предназначение.

С 1868 по 1945 г. СИНТОИЗМ был государственным культом. На протяжении последнего столетия СИНТОИЗМ уделял большое внимание ритуалам, связанным с укреплением национального единства, и использовался милитаризмом для поддержания воинственного духа нации в период Второй мировой войны.

Вековое культивирование СИНТОИЗМА в качестве основной идеологической системы и источника ритуалов привело к тому, что в настоящее время значительная часть японцев воспринимает праздники, традиции, жизненные установки и правила СИНТОИЗМА не как элементы религиозного культа, а как культурные традиции.

Крупные праздники СИНТОИЗМА проходят очень красочно, сопровождаются факельными шествиями, фейерверками, костюмированными парадами, спортивными состязаниями.

На сегодняшний день в Японии имеется около 80 тыс. синтоистских храмов и два университета, где готовят священнослужителей СИНТОИЗМА: Кокугакуин в Токио и Кагаккан — в Исэ.

В отличие от большинства религий, в которых стараются по возможности сохранять старые ритуальные сооружения в неизменном виде и строить новые в соответствии с канонами, в СИНТОИЗМЕ, в соответствии с принципом всеобщего обновления, существует традиция постоянного обновления храмов. Святилища регулярно перестраиваются, в их архитектуру и внутреннее убранство вносятся изменения (так, храмы Исэ реконструируются каждые 20 лет).

Многие храмы СИНТОИЗМА оборудуются новейшими электронными устройствами.

В послевоенный период широкое распространение получили неосинтоистские направления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: