Скандинавская мифология

Скандинавская мифология, германо-скандинавская мифология — самостоятельная развитая ветвь мифологии Северной Европы, восходящая в главных чертах к древнейшей праиндоевропейской мифологической системе.

Ранее считалось, что почти вся скандинавская мифология, отраженная в Старшей и Младшей Эддах, является общегерманской.

В XX в. историческое изучение СКАНДИНАВСКОЙ МИФОЛОГИИ, основанное на критике источников, выявило постепенный рост и усложнение мифологических представлений германских народов. При этом подчеркивается, что все богатые по содержанию скандинавские источники имеют сравнительно позднее происхождение: ни одна из песен Старшей Эдды не восходит ко времени более древнему, чем эпоха викингов (IX-X вв.), и все они позднее подвергались сильному христианскому воздействию.

Ряд мифологических образов и сюжетов возник в то время, когда придворные певцы скальды уже довольно свободно распоряжались мифическим материалом и своеобразно интерпретировали образы богов и их взаимоотношения, потому что древняя вера в то время была уже сильно подорвана.

Литературная обработка мифологического материала продолжалась и после принятия христианства, пока он не был сведен в систему христианским ученым Снорри Стурлусоном (1178—1241), автором Младшей Эдды, первая часть которой представляет собой учебник мифологии для скальдов.

О стройной и детально разработанной общегерманской мифологической системе говорить сложно, поскольку лишь четыре божества несомненно относятся к общегерманскому пантеону: бог неба и света Tiwaz (сканд. Туг, нем. Zoo), бог грозы Thonaraz (сканд. Thorr, нем. Donar), бог ветра Wodanaz (сканд. Odhinn, нем. Wuotan), богиня земли и плодородия Frija (сканд. Frigg, нем. Froja).

Их значение в разных регионах германского мира было различным, и культы их развивались независимо друг от друга. Древнейшее божество германского пантеона — Tiwaz (Туг, Zoo), имя которого связано с санскритским Дьяус (греческий Зевс, римский Юпитер).

Еще в первые века нашей эры он почти у всех германцев считается верховным божеством, хотя из бога неба он уже успел, вероятно, превратиться в бога войны.

Название вторника у германцев переводится как «день Тива» (ср. англ. Tuesday). Бог грозы Thorr (нем. Done, ср. англ. Thursday, нем. Donnerstag — четверг) в Норвегии, а затем и в Исландии считался верховным богом, покровителем и защитником человека во всех его начинаниях; отчасти он был вытеснен впоследствии Воданом (ср. англ. Wednesday — среда).

В Скандинавии Водан (Один) занимает положение верховного божества в глазах военной аристократии, в то время как простые общинники поклонялись главным образом Тору и Фрейе.

Высшее сословие устами певцов-скальдов прославляет Одина как властителя Вселенной, отца богов, вершителя судеб, бога неба и солнца, мудрости и поэзии, носителя высших нравственных начал.

К более позднему времени относится культ Локи, бога огня, не известный другим германским народам.

За перечисленными выше более или менее ясными мифологическими образами лежит океан так называемый «низшей мифологии» и демонологии, которая сохранилась в народных сказках, обрядах и суевериях.

Это — архаический слой религиозных верований всех европейских народов: культ предков, культ домовых, эльфов, инеистых великанов и других, отчасти бесформенных и неясных персонажей.

Они также приведены в СКАНДИНАВСКОЙ МИФОЛОГИЯИ известную систему.

СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ избежала печальной участи мифологии балтов и балтийских славян, потому что была зафиксирована в рукописях. С. Стурлусон собрал саги периода викингов (ок. 750-1050 гг.), когда уже сформировалась традиция, связанная с подвигами бога войны и покровителя дружин Одина и бога Тора, который беспощадно крушил врагов своим волшебным молотом.

Согласно древнегерманским представлениям, в начале мироздания лежало взаимодействие двух противоположных начал: первое из них — Муспельгейм, абсолютный верх, источник огня, света, мужское начало; второе — Нифльгейм, абсолютный низ, источник холода, женское начало. От их взаимодействия появились великан Имир и мировая корова Аудумла. Корова лизала соляные камни и таким образом создала первого бога — Бури; от него пошел род небесных богов — асов, главным из которых почитался Один, бог Солнца.

Кроме него выделялись: Тор, бог грома и молнии, небесный кузнец, вооруженный волшебным молотом Мьёлльниром; Тюр, бог войны; Видар, бог ремесленников-башмачников; Хед, слепой бог судьбы; Локи, бог огня.

Асы во главе с Одином напали на великана Имира, убили его и из его тела создали землю: кости стали горами, жилы — реками, живот — морем, волосы — лесом, череп — небесным сводом, мозг — облаками.

Затем боги создали первых людей: из ясеня — мужчину по имени Аск, а из ивы — женщину, назвав ее Эбла. Они построили для людей город — Мидгард, чтобы защитить их от духов дикой природы, от великанов — Етунов и от карликов — цвергов, гномов и др. Локи научил людей счету, рунам, изготавливать оружие, плести сети. На небесах боги решили построить город для себя — Асгард, для чего они заключили договор с одним великаном; было решено вознаградить великана, если он построит Асгард за год; ему были обещаны Солнце, Луна и жена Одина — Фрейя. Великан строил город с необыкновенной быстротой, перевозя огромные камни на волшебном коне. Боги испугались, созвали собрание и заставили Локи сделать все, чтобы великан не смог выполнить условия договора. Локи превратился в кобылицу и увел волшебного коня. Великан не смог закончить строительство к концу года. Локи за это время породил трех хтонических существ; мирового волка Фенрира, мирового змея Ермунганда и восьминогого коня Слейпнира. Быстроногий конь был взят Одином, который стал совершать на нем ежедневные поездки по небу; а каждый год, 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, Один вместе с Фрейей приезжал на волшебном коне на Землю, одаривая людей подарками, а люди благодарили бога, преподнося ему жертвы, которые развешивали на вечнозеленых елях.

От этой древнегерманской традиции берет начало празднование Нового года. Ермунганд опутал всю Землю и кусал свой собственный хвост.

Самая мрачная роль в будущем отводилась мировому волку Фенриру. Прорицательницы предсказали богам, что придет день, когда волк поглотит их всех. Боги решили защититься от бедствия. Тор выковал прочную цепь, и боги пришли к волку, заявляя, что хотят испытать его силу и просят надеть на него цепь. Волк согласился, цепь была наброшена на него, но волк с легкостью разорвал ее. Тор выковал еще более толстую и прочную цепь. Но и во втором испытании Фенрир снова порвал ее. Боги были в панике, но им помогла Фрейя (по другой версии — Фригг), жена Одина. Она сплела веревку из всего, что есть на Земле, — из волос, жил, древесного лыка и пр. С этой веревкой боги в третий раз пришли к волку, раззадоривали его, уговаривая подвергнуться третьему испытанию. Волк отказывался, но потом согласился на условии, что Тюр в качестве гарантии положит ему в пасть правую руку. Веревка была надета на шею Фенрира, он пытался ее порвать, но тщетно, и тогда Фенрир откусил руку Тюра. Волк был привязан к скале, и боги на какое-то время обезопасили себя.

У Одина и Фрейи был сын по имени Бальдр. Еще при рождении мать взяла клятвы у всего живого на Земле, чтобы ничто не причинило вреда ее ребенку. Но Фрейя не взяла клятвы у слабого растения-паразита омелы. Бальдр отличался статью, умом, рассудительностью. Однажды боги собрались на площади и до начала собрания развлекались метанием копий, стрельбой из луков в Бальдра, стоявшего по пояс раздетым и демонстрировавшего неуязвимость. Обо всем ведающий Локи сделал почти невесомое копье из омелы и вложил его в руку слепого бога Хеда. Тот наугад метнул копье; оно пронзило насквозь Бальдра, и сын Одина умер. Боги набросились на Локи, после долгой погони поймали его и привязали к скале; над головой Локи прикрепили ядовитых змей, от которых он должен был умереть медленной, мучительной смертью. Жена Локи пыталась облегчить страдания супруга, собирала яд в чашу, но когда она отворачивалась, чтобы вылить из полной чаши яд, ядовитые капли падали на лицо Локи, он содрогался, и вместе с ним содрогалась земля. Однажды Локи содрогнулся так сильно, что земля раскололась и выполз мировой змей Ермунганд, который стал все сжигать огнем своего дыхания и отравлять ядом. Спали путы с мирового волка Фенрира, он открыл свою гигантскую пасть и стал проглатывать одного бога за другим. Волк не смог проглотить лишь Видара, бога ремесленников-башмачников. Последний наступил башмаком с прочной подошвой на нижнюю челюсть волка, руками уперся в верхнюю и порвал пасть. Были исторгнуты назад проглоченные волком Один, Тор, Тюр и др. боги.

Таким образом, после конца света, гибели богов наступило восстановление мира.

Затем был последний суд, и праведные последовали в Муспельгейм, а грешные — в Нифльгейм.

Традиции народов, принадлежащих к германо-скандинавской этнической общности — голландцев, датчан, германцев, исландцев, норвежцев, шведов, — стали основой мифологии Северной Европы.

Немалый вклад в мифологию региона внесли и финны, издавна проживавшие на Скандинавском полуострове.

В настоящее время все эти традиции объединяют общим названием «северная мифология».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: