Скифская культура

Скифская культура — культура индоевропейских по происхождению племён, обитавших в VII—II вв. до н. э. в степных районах Северного Причерноморья, между реками Днестр и Дон.

Скифами также условно называли родственные им полукочевые племена, занимавшие степные пространства Евразии вплоть до Забайкалья и Северного Китая.

Собственно скифы появились в Северном Причерноморье, вероятно, в конце VIII в. до н.э., где постепенно смешались с местными племенами.

Государство скифов, достигшее наибольшего могущества в IV в. до н. э., включало племена скотоводов и земледельцев, находившиеся на стадии разложения родоплеменного строя и сложения военной демократии.

Скифы вели обширную торговлю с античными городами Северного Причерноморья.

Теснимое с востока сарматами, государственное объединение скифов пришло в упадок к III-II вв. до н. э.

Скифам приписывают ряд укреплённых поселений с земляными валами и рвами и неукреплённых городищ VI-IV вв. до н. э. на территории Украины.

В многочисленных надмогильных курганах скифов с богатыми захоронениями племенной знати найдены оружие, конское снаряжение с декоративными бляшками, посуда, ювелирные изделия как местного, так и переднеазиатского и греческого производства.

Погребальные сооружения скифов многообразны: на севере Скифии под курганами сооружались склепы из деревянных срубов или вертикально поставленных брёвен, на Днепре — захоронения типа катакомб.

Курганы знати здесь выделялись высотой насыпи (до 20 м; «царские» курганы Чертомлык и Солоха близ Никополя).

В Прикубанье под курганами сооружались помещения с рядами столбов, перекрытые бревенчатыми шатрами (курганы Келермесские, Костромской).

В районах расположения близ греческих городов строились каменные склепы, иногда с ложным сводом (курган Куль-Оба близ Керчи).

Среди художественных изделий, обнаруженных в курганах скифов, наибольшую ценность представляют предметы, декорированные в так называемом скифском «зверином стиле».

Наряду с фигурами животных (оленя, лося, пантеры, зайца, хищных и фантастических птиц) на них встречаются сцены борьбы зверей, а также сильно стилизованные изображения их отдельных частей (голов, глаз, клювов, лап и т. п.).

Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы чаще всего из золота, серебра, бронзы и железа, реже — из кости и дерева.

Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они играли роль амулетов. «Звериный стиль» скифов Северного Причерноморья сформировался, по-видимому, в северных районах Ирана, о чём говорит так называемый Саккызский клад (найден близ г. Секкеза, или Саккыза, в Иранском Курдистане, кон. VII в. до н. э.), а также наиболее древние богатые захоронения (Келермесские и др. курганы, VI в. до н. э.).

Найденные в них предметы сочетают месопотамские сюжеты с чисто скифскими мотивами (например, фигура оленя с поджатыми ногами и вытянутыми вдоль спины орнаментально трактованными рогами).

Наиболее яркое художественное выражение скифский «звериный стиль» нашёл в золотых бляхах для щитов в форме идущей пантеры (из Келермесских курганов) и лежащего оленя (из Костромского кургана; обе — VI в. до н. э.).

Живость передачи характерных черт животного сочетается в них с обобщённой моделировкой объёмов и дробной, графической трактовкой деталей.

При свойственных изображениям лаконизме и замечательной приспособленности к форме предметов им присущи внутренняя напряжённость композиции, динамика и экспрессия образов.

В V—III вв. до н. э. в искусстве скифов усилилось влияние Древней Греции и Малой Азии.

В курганах IV-III вв. до н. э. обнаружено множество греческих изделий, специально рассчитанных на скифский быт и включающих скифские сюжеты. Ряд из них относится к числу шедевров эллинистического искусства (серебряная ваза из кургана Чертомлык со стилизованным растительным узором и рельефными сценами укрощения лошадей; золотые обкладки колчанов-торитов с рельефными мифическими композициями из Мелитопольского и Чертомлыкского курганов, электровый (греч. elektros — янтарь, а также сплав золота с серебром) сосуд из кургана Куль-Оба со сценами жизни скифов, и другое — всё IV в. до н. э.).

В собственно скифском искусстве IV—III вв. до н. э. образы животных получали всё более плоскостную и орнаментальную трактовку (находки из Семибратних и Елизаветинских курганов в Прикубанье).

Скифам приписывают также ряд сильно упрощённых и схематизированных каменных изваяний воинов.

В III-II вв. до н. э. искусство скифов утратило своеобразие и постепенно вытеснилось продукцией греческих мастеров.

Культура позднескифского государства в Центральном Крыму (II в. до н. э. — II в. н. э.) говорит об эллинизации жизненного уклада скифов (остатки каменных укреплений, домов, общественных зданий с портиками и фресками, рельефов и др. в г. Неаполь Скифский близ Симферополя).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: