Социологическая школа в культурологии

Социологическая школа в культурологии (лат. societas — общество, и греч. logos — наука, лат. cultura — возделывание, воспитание, и logos — наука) — научное направление, усматривающее истоки культуры в её общественной природе и организации, а не в психике, биологической предыстории или в самопроизвольном «божественном» развитии человеческого духа.

Автор книги «Заметки к определению культуры» Т. Элиот определял культуру как «образ жизни данного народа, живущего в одном месте».

Как и А. Тойнби, он отмечал, что исчерпанность созидательной энергии человечества может быть преодолена лишь на путях поддержки культурных «элит».

Русско-американский социолог П. Сорокин также подчёркивал неразрывную связь общесоциальных процессов с развитием культуры.

Он выделял три возможных типа культуры: чувственный (эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности), идеациональный (сверхчувственные ценности, поклонение Абсолюту) и идеалистический, где «чувство уравновешивается интеллектом».

Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смена которых сопровождаются кризисами, войнами и революциями.

Сорокин видел выход из нынешнего кризиса в неизбежном восстановлении « идеациональной культуры» с абсолютными религиозными идеалами.

Немецкий экономист и социолог А. Вебер в работе «Социология истории и культуры» выдвинул оригинальную теорию расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающих по разным законам процесса: социальный (формирование социальных институтов), цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации) и культурный (творчество, искусство, религия и философия).

Движение культуры, по Веберу, — иррационально, а его творцом является духовно-интеллектуальная элита.

Американский социолог Т. Парсонс развивал теорию культуры в рамках структурнофункционального направления в социологии.

Культура, по его мнению, — это результат действия людей на уровне двух систем: социальной (совместные действия людей, движимых целями самосохранения) и собственно культурной, для которой характерны символичность, нормативность и волюнтаристичность, т. е. иррациональность и независимость от диктата окружающей среды.

В теории Парсонса культура предстаёт как сложная система символов и норм, которые постоянно изменяются людьми в сторону их совершенствования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: