Сравнительно-культурные (компаративные, или кросскультурные) исследования (лат. comparativus — сравнительный; англ. cross, от to cross — пересекать, лат. cultura — возделывание, воспитание) — изучение культурных процессов и явлений на основании использования метода сравнительного анализа с целью выявления и идентификации подобного (общего, инвариантного) и специфического (различного) в культуре.
Сравнительно-культурные исследования включают в себя:
1) сравнительный сегментарно-профильный анализ (сопоставление культурных характеристик в одном и том же временном интервале);
2) межвременной анализ (сопоставление показателей и характеристик в их темпоральном измерении, в динамике).
В зависимости от целевой направленности различают четыре типа сравнительно-культурных исследований:
а) когда конкретное социокультурное пространство — предмет непосредственного интереса, а сравнение — лишь вспомогательный инструмент для выявления специфики избранного объекта;
б) когда сравниваемые культуры — контекст исследования, ориентированного на выявление, проверку и обоснование всеобщности той или иной культурной характеристики;
в) когда сравниваемые культурные характеристики — единицы анализа при изучении целостных социальных систем;
г) когда исследования носят транснациональный характер, т. е. отдельные культуры рассматриваются как элементы всеобъемлющей системы.