Средневековое искусство

Средневековое искусство — искусство стран Западной Европы в период с V по XVII в., для России — X-XVII вв.; для стран Востока — с III—IV до XVI—XVIII вв.

Искусство в этот период находилось в тесной связи с системой средневекового религиозного мировоззрения и обладало известной условностью образов.

К характерным особенностям средневекового искусства относятся:

— подчинённость религии, спиритуализм (лат. spiritualis — духовный) — объективно-идеалистическое учение, в соответствии с которым дух (душа) является первоосновой мира;

— развитие искусства иконописи, в живописи и скульптуре — доминирование библейских сюжетов, развитие духовной музыки (возникновение таких музыкальных форм, как хорал, месса, реквием);

— превращение искусства в символ потустороннего, отказ от изображения природы, её реальных форм, возникновение принципиально новой системы пластического языка, выразительных средств (обратная перспектива, декоративность использования золота, плоскостной характер человеческих фигур, нарушение пропорций и т. п.);

— близость к народному творчеству (поэзия, юмор, обычаи), что отразилось на характере средневекового искусства, которое создаётся руками ремесленников — представителей народа;

— утрата достижений мастеров античности (был отброшен идеал гармонично развитого человека с прекрасной внешностью, включавший в себя мужество и силу духа, ясный и светлый внутренний мир, но в то же время средневековые мастера учатся отражать богатство внутреннего мира человека, его страстные душевные порывы, всё многообразие чувств и переживаний.

В средневековом искусстве формируются романский и готический художественные стили.

Романский стиль западноевропейского средневекового искусства охватывает период с X по XII в. — период наиболее сильного господства религиозной идеологии.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой, оборонительного типа архитектуре — церквам, монастырям, замкам.

Внешний вид романских зданий отличался монолитной целостностью и торжественной силой. Готика неразрывно связана с жизнью средневекового города.

Как и романское искусство, готика распространялась по всей Европе.

В это время городская жизнь порождает новые типы зданий, прежде всего, светского назначения: биржи, таможни, больницы, склады, рынки и т. п.

Определяется внешний вид городского муниципалитета — ратуши. Это двух- или трёхэтажное здание с галереей в нижнем этаже, с парадными залами, залами для заседаний городского совета и суда — на втором этаже, со вспомогательными помещениями — на третьем. На площади перед храмом происходили диспуты, лекции, разыгрывались мистерии. Таким образом, архитектура становилась ведущим видом искусства средневековья.

Родиной классической готики была Франция, а само название стиля происходит от итальянского названия германского племени готов.

Это художественный стиль Западной и Центральной Европы времён позднего средневековья (середина XII — XV-XVII вв.).

Готическое искусство, пришедшее на смену романскому стилю, было преимущественно культовым и развивалось в пределах церковной идеологии.

Для строительства готических храмов была разработана принципиально новая конструктивная система. В её основу была положена каркасная структура, стрельчатые арки и ребристый свод, передававшие свою нагрузку на полуарочные формы (аркбутаны) стен и столпов — форсов. В промежутках между столпами были расположены большие окна, украшенные витражами. На фасадах строились башни, высотой до 150 м.

И снаружи, и внутри храмы украшались многочисленными скульптурами и каменной резьбой. Здания казались лёгкими, направленными вверх.

Свыше трёх столетий просуществовала готика во Франции.

В её развитии можно выделить три периода:

1. Ранняя готика — последняя треть XII в. — первая четверть ХIII в.;

2. Высокая готика — с 20-х гг. XIII в. до конца XIII в.;

3. Поздняя готика — XIV-XV вв.

Наибольшим храмом периода ранней готики был собор Парижской Богоматери, вмещавший до 9 тыс. человек. Он строился с 1163 г. по 1208 г. (архитекторы Жан де Шель и Пьер де Монро).

Скульптура готики.

Фасады готических соборов украшали статуи святых и аллегорические фигуры, другие части здания — многочисленные светские изображения — сатирические образы, фантастические фигуры зверей (химеры) и пр.

Такие соборы, как Парижский, Амьенский и Шартрский (на протяжении всего фасада), насчитывают каждый до двух тысяч скульптур.

Скульптура заполняет соборные порталы, распространяется по всему фасаду, используя каждый выступ, чуть ли не каждую архитектурную деталь.

Не создавая идеально-прекрасное, как в античной Греции, готические скульпторы показывали своих современников такими, какими они были в действительности, без правок, без обобщений, иногда с такой силой и с таким вдохновением стараясь отразить собственные раздумья и ожидания, что некоторые образы стали настоящим художественным украшением эпохи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: