3Д ГРАФИКА ОБОИ
Полёт акулы. Художник Александр Полунин.
ГРАФИЧЕСКИЕ РИСУНКИ
Александр Полунин. "Адмиралтейская церковь." Графический рисунок.
АВТОРСКАЯ КЕРАМИКА
"Большая и чистая." Статуэтка купающейся женщины. Авторская Керамика.
|
Способность человека отображать окружающую действительность на плоскости, связано с появлением у него абстрактного мышления. Необходимость этого отображения возникла, как часть интеллектуальной жизни. Первые наскальные рисунки являлись попыткой познания окружающего мира. Расширяясь и углубляясь в различных направлениях, художественное творчество, становилось:
культовым искусством, служащим религиозным взглядам человека;
письменностью, для передачи информации;
различными изобразительными искусствами, необходимыми для удовлетворения эстетических требований, как общества, так и отдельного человека.
В основе всего этого лежит психология человека. Один и тоже зрительный образ воспринимается по-разному даже одним и тем же человеком, завися от условий не только освещения, но и от настроения, возраста зрителя, физического состояния (здоровья психического и физического) и других факторов.
Культура человека, как и его психология, сильно отличается от животного мира. Неандертальцы обладали бо´льшим размером мозга и физически были сильнее человека разумного. Но, не обладая соответствующей культурой и способностью абстрактно переосмысливать окружающий мир и передавать знания последующим поколениям, они не выдержали конкуренции человека.
Неандертальцы проиграли в конкурентной борьбе с человеком из-за отсутствия соответствующей психологии восприятия окружающего, хотя, не уступали ни в физической силе, ни в объёме головного мозга. Ещё одной причиной их ухода с исторической арены, скорей всего, была неспособность объединения в сообщество для преодоления разнообразных проблем в коллективной борьбе за существование. Говоря простым языком, банда дураков, объединённая одним мудрым лидером, всегда победит сильного и умного одиночку.
Небольшая короткая историческая справка. По последним научным данным, неандертальцы заселили современную Европу раньше человека. С освоением территории, человеческая цивилизация сосуществовала параллельно с неандертальцами. Самая древняя стоянка первобытного человека обнаружена в воронежской области, село Костёнки, возраст её составляет не менее 40 тысяч лет. Можно сделать вывод: современная европейская цивилизация зародилась в воронежской области:).
Вернёмся ближе к теме. Имеются, как общие принципы, присущие каждому человеку, так и чисто субъективные, применимые только к конкретному индивиду. Психология восприятия образов изобразительного искусства в большой степени зависит от культурных традиций, исторически сложившихся у народностей. На это откладывает большой отпечаток и религия, как часть культуры человека.
Первоначально восприятие зрительных образов идёт на подсознательном уровне, чуть поздней, подключается сознание. Сочетание того и другого в комплексе и есть "психология восприятия зрительных образов".
Цвет значительно влияет на психологию восприятия зрительных образов. Всем известно: красный цвет повышает не только общий тонус человека, но и артериальное давление.
Красный предпочитают люди, желающие выделиться из толпы, а также имеющие проблемы сексуального характера.
Жёлтый цвет предпочитают те, у кого не всё в порядке с психикой.
Более сложное воздействие имеет сочетание различных цветов и палитр. Поэтому, все виды изобразительных искусств и воздействие их на человека многогранны и не однозначны, так как, включают не только воздействие цвета, содержания, композиции, но и задействуют подсознание.
Возрастные особенности. Детское восприятие зрительных образов более непосредственно и ближе к заложенному природой. Они, дети и подростки, предпочитают чистые и открытые цвета, пресловутые кислотные, что естественно для данного возраста. На них не в полной мере давят сложившиеся традиции восприятия зрительных образов. Подростковый максимализм близок к детским особенностям, желание опровергнуть «правильные» представления взрослых и самоутвердиться, приводят нас в подростковую субкультуру, у которой свои идеалы и философия. Что естественно для одного возраста, нелепо для другого, и вызывает соответствующие вопросы.
Исторические традиции внесли свой вклад в восприятие цвета: в Индии – белый цвет траура; в Европе – праздник, торжество.
В российской культуре, в русском языке, существует понятие: голубой и синий цвет, с различными оттенками: светло-голубой, тёмно-синий, сине-зелёный, цвет морской волны и так далее в довольно различных комбинациях. Во многих других культурах эти цвета объединены в один: синий, а у народов центральной Америки, синий и зелёный слиты в одном слове и нет деления на синий и зелёный цвета.
Основой современной европейской эстетики, является древнегреческая культура, которая, в свою очередь, восходит к более ранним цивилизациям; минойской, финикийской. Классицизм и реализм долго оставались основой изобразительного искусства, но перемены в обществе отразились и в искусстве.
Сей час, на смену понятным и ясным произведениям пришли различные концептуальные направления. Они воздействуют неожиданностью образов, их непредсказуемым сочетанием или полным отсутствием этих самых образов. Сам по себе «Чёрный квадрат», есть только холст, закрашенный чёрной краской, и без соответствующего теоретического обоснования ничего бы собой не представлял. Таким образом, в психологию восприятия зрительных образов входит философия самого художника, его понимание действительности и её трактовка автором.
С изменением общества, его развитием, и изменением мировоззрения самого человека, меняется психология восприятия изобразительного искусства. Иногда, то, что считалось абсолютно невозможным, становится идеалом и эталоном. Большое влияние и активное давление на психологию оказывают средства массовой информации (телевидение, радио, печатные издания и, конечно, Интернет), изменяя культуру общества и его сознание.
Изобразительное искусство широко и многогранно, также как сам их создатель, поэтому находится место для всего многообразия произведений и их почитателей.
Дополнительно. Многих родителей интересует конкретные вопросы, например: "Что значит, если ребёнок предпочитает голубой цвет (или любой другой, красный, чёрный и так далее)?"
Отношение к цвету, запаху и многому другому, закладывается с детства совместно с приобретением жизненного опыта. Всё зависит от конкретной ситуации, в которой происходит приобретение этого опыта.
Так, если у одного запах свежеспиленного дерева и стружки, связан с положительными эмоциями (строительство дома, изготовление мебели и тому подобное), и вызывает только позитивную реакцию, то у другого может быть резко отрицательная реакция на тот же запах, и ассоциироваться с похоронами. В последнем случае запах связан со стрессом, перенесённом когда-то и похороны и запах свежеспиленного дерева, воспринимаются, естественно, как негатив.
Если мы часто бываем в церкви и это нам интересно и приятно, тогда от запаха ладана поднимается настроение, улучшается настроение. Но если мы сталкиваемся с ладаном только на погребении, то и ассоциации, связанные с ним, будут абсолютно противоположными.
Всё это относится и к восприятию цвета. Красный может ассоциироваться с праздником, весёлой праздничной демонстрацией, красными флажками и флагами, красивым нарядным фестивалем, а в другом случае с обивкой гроба. Соответственно, эмоции и реакция абсолютно противоположны.
Сказать, что предпочтение одного цвета, хорошо, а другого плохо, нельзя. Как говорилось выше, есть общие правила и тенденции, как возрастные, так и исторически сложившиеся, на которые накладываются конкретные условия, свойственные только данному человеку.
Чёрный цвет – плохо? На это вопрос может быть несколько ответов. Сам по себе чёрный цвет ничего плохого не представляет, так же, как и любой другой. Главное, в каком контексте он применим. Чёрный - благородный, солидный, мощный, уверенный, загадочный. В одежде, дизайне мебели и бытовой технике, при умелом использовании, это даёт соответствующие эффекты. Но в чёрном помещении, с чёрной мебелью и потолком, человек не будет чувствовать себя комфортно (как в детской страшилке).
Если, при наличии в палитре всех цветов, ребёнок использует преимущественно один цвет, надо непосредственно после окончания, а лучше в процессе, выяснить мотивацию применения и чем это вызвано. Через час, а тем более через день, он нафантазирует много такого, не связанного с рисунком, что ни один психолог не разберётся. Это понятно, восприятие любой картины (прочитанной книги, да и любой информации), меняется от того, когда, каком состоянии и настроении, мы увидели или прочитали её.
Важно не то, какой цвет преобладает, а эмоции и настроение, которые вызывает применение того или иного цвета.
Ещё по теме:
Зеркало и зазеркалье. Иллюзии и абсурд
Из глубокой древности зеркалу приписываются магические свойства. Это в какой то мере обоснованно. Когда мы смотрим в него, видим отражение окружающей реальности и возникает предположение, что за плоскостью зеркала существует свой мир, связанный с нашей жизнью самым непосредственным образом. Дальше..>>>
Статьи:
Сайты по искусству. Аспекты и проблемы создания Поскольку мы живём в стране, бывшей раньше страной Советов, то, сразу опустим баранов и перейдём к советам. Дальше...>>
Игра и игрушки для взрослых и детей. Глина, Керамика
Игра помогает адаптироваться к окружающему миру, проявить себя в той или иной форме, проявив творческие возможности, одновременно развивая их. Дальше...>>
Философия художника.
В жизни всё закономерно – кирпич падает на голову именно тогда, когда надо, и тому, кому должен упасть. Дальше...>>
|
Ван Гог. Несколько историй о написании автопортрета с отрезанным ухом. посмотреть
|