главная страница | живопись | керамика | 3d графика | обои | фотоарт | женские портреты | справочник | проза | об авторе | ссылки |

Изобразительное искусство. Психология восприятия зрительных образов.

 

3Д ГРАФИКА ОБОИ
Полёт акулы над пляжем на берегу синего моря. Художник Александр Полунин.
Полёт акулы. Художник Александр Полунин.

ГРАФИЧЕСКИЕ РИСУНКИ
"Адмиралтейская церковь." Графический рисунок.Александр Полунин.
Александр Полунин. "Адмиралтейская церковь." Графический рисунок.

ГАЛЕРЕЯ ЖЕНСКИХ ПОРТРЕТОВ
Рубенс, Петер Пауль. Туалет Венеры
Рубенс, Петер Пауль. Туалет Венеры. 1612-1615. 124 x 98 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды. (Фландрия)

АВТОРСКАЯ КЕРАМИКА
"Большая и чистая." Статуэтка купающейся женщины. Авторская Керамика.
"Большая и чистая." Статуэтка купающейся женщины. Авторская Керамика.

Способность человека отображать окружающую действительность на плоскости, связано с появлением у него абстрактного мышления. Необходимость этого отображения возникла, как часть интеллектуальной жизни. Первые наскальные рисунки являлись попыткой познания окружающего мира. Расширяясь и углубляясь в различных направлениях, художественное творчество, становилось:
   культовым искусством, служащим религиозным взглядам человека;
   письменностью, для передачи информации;
   различными изобразительными искусствами, необходимыми для удовлетворения эстетических требований, как общества, так и отдельного человека.

В основе всего этого лежит психология человека. Один и тоже зрительный образ воспринимается по-разному даже одним и тем же человеком, завися от условий не только освещения, но и от настроения, возраста зрителя, физического состояния (здоровья психического и физического) и других факторов.

Культура человека, как и его психология, сильно отличается от животного мира. Неандертальцы обладали бо´льшим размером мозга и физически были сильнее человека разумного. Но, не обладая соответствующей культурой и способностью абстрактно переосмысливать окружающий мир и передавать знания последующим поколениям, они не выдержали конкуренции человека.

Неандертальцы проиграли в конкурентной борьбе с человеком из-за отсутствия соответствующей психологии восприятия окружающего, хотя, не уступали ни в физической силе, ни в объёме головного мозга. Ещё одной причиной их ухода с исторической арены, скорей всего, была неспособность объединения в сообщество для преодоления разнообразных проблем в коллективной борьбе за существование. Говоря простым языком, банда дураков, объединённая одним мудрым лидером, всегда победит сильного и умного одиночку.

Небольшая короткая историческая справка. По последним научным данным, неандертальцы заселили современную Европу раньше человека. С освоением территории, человеческая цивилизация сосуществовала параллельно с неандертальцами. Самая древняя стоянка первобытного человека обнаружена в воронежской области, село Костёнки, возраст её составляет не менее 40 тысяч лет. Можно сделать вывод: современная европейская цивилизация зародилась в воронежской области:).

Вернёмся ближе к теме. Имеются, как общие принципы, присущие каждому человеку, так и чисто субъективные, применимые только к конкретному индивиду. Психология восприятия образов изобразительного искусства в большой степени зависит от культурных традиций, исторически сложившихся у народностей. На это откладывает большой отпечаток и религия, как часть культуры человека.

Первоначально
восприятие зрительных образов идёт на подсознательном уровне, чуть поздней, подключается сознание. Сочетание того и другого в комплексе и есть "психология восприятия зрительных образов".

Цвет
значительно влияет на психологию восприятия зрительных образов. Всем известно: красный цвет повышает не только общий тонус человека, но и артериальное давление.

Красный предпочитают люди, желающие выделиться из толпы, а также имеющие проблемы сексуального характера.

Жёлтый цвет предпочитают те, у кого не всё в порядке с психикой.

Более сложное воздействие имеет сочетание различных цветов и палитр. Поэтому, все виды изобразительных искусств и воздействие их на человека многогранны и не однозначны, так как, включают не только воздействие цвета, содержания, композиции, но и задействуют подсознание.

Возрастные особенности. Детское восприятие зрительных образов
более непосредственно и ближе к заложенному природой. Они, дети и подростки, предпочитают чистые и открытые цвета, пресловутые кислотные, что естественно для данного возраста. На них не в полной мере давят сложившиеся традиции восприятия зрительных образов. Подростковый максимализм близок к детским особенностям, желание опровергнуть «правильные» представления взрослых и самоутвердиться, приводят нас в подростковую субкультуру, у которой свои идеалы и философия. Что естественно для одного возраста, нелепо для другого, и вызывает соответствующие вопросы.

Исторические традиции внесли свой вклад в восприятие цвета: в Индии – белый цвет траура; в Европе – праздник, торжество.

В российской культуре, в русском языке, существует понятие: голубой и синий цвет, с различными оттенками: светло-голубой, тёмно-синий, сине-зелёный, цвет морской волны и так далее в довольно различных комбинациях. Во многих других культурах эти цвета объединены в один: синий, а у народов центральной Америки, синий и зелёный слиты в одном слове и нет деления на синий и зелёный цвета.

Основой современной европейской эстетики
, является древнегреческая культура, которая, в свою очередь, восходит к более ранним цивилизациям; минойской, финикийской. Классицизм и реализм долго оставались основой изобразительного искусства, но перемены в обществе отразились и в искусстве.

Сей час, на смену понятным и ясным произведениям пришли различные концептуальные направления. Они воздействуют неожиданностью образов, их непредсказуемым сочетанием или полным отсутствием этих самых образов. Сам по себе «Чёрный квадрат», есть только холст, закрашенный чёрной краской, и без соответствующего теоретического обоснования ничего бы собой не представлял. Таким образом, в психологию восприятия зрительных образов входит философия самого художника, его понимание действительности и её трактовка автором.

С изменением общества, его развитием, и изменением мировоззрения самого человека, меняется психология восприятия изобразительного искусства. Иногда, то, что считалось абсолютно невозможным, становится идеалом и эталоном. Большое влияние и активное давление на психологию оказывают средства массовой информации (телевидение, радио, печатные издания и, конечно, Интернет), изменяя культуру общества и его сознание.

Изобразительное искусство широко и многогранно, также как сам их создатель, поэтому находится место для всего многообразия произведений и их почитателей.

Дополнительно.
Многих родителей интересует конкретные вопросы, например: "Что значит, если ребёнок предпочитает голубой цвет (или любой другой, красный, чёрный и так далее)?"

Отношение к цвету, запаху и многому другому, закладывается с детства совместно с приобретением жизненного опыта. Всё зависит от конкретной ситуации, в которой происходит приобретение этого опыта.

Так, если у одного запах свежеспиленного дерева и стружки, связан с положительными эмоциями (строительство дома, изготовление мебели и тому подобное), и вызывает только позитивную реакцию, то у другого может быть резко отрицательная реакция на тот же запах, и ассоциироваться с похоронами. В последнем случае запах связан со стрессом, перенесённом когда-то и похороны и запах свежеспиленного дерева, воспринимаются, естественно, как негатив.

Если мы часто бываем в церкви и это нам интересно и приятно, тогда от запаха ладана поднимается настроение, улучшается настроение. Но если мы сталкиваемся с ладаном только на погребении, то и ассоциации, связанные с ним, будут абсолютно противоположными.

Всё это относится и к восприятию цвета. Красный может ассоциироваться с праздником, весёлой праздничной демонстрацией, красными флажками и флагами, красивым нарядным фестивалем, а в другом случае с обивкой гроба. Соответственно, эмоции и реакция абсолютно противоположны.

Сказать, что предпочтение одного цвета, хорошо, а другого плохо, нельзя. Как говорилось выше, есть общие правила и тенденции, как возрастные, так и исторически сложившиеся, на которые накладываются конкретные условия, свойственные только данному человеку.

Чёрный цвет – плохо? На это вопрос может быть несколько ответов. Сам по себе чёрный цвет ничего плохого не представляет, так же, как и любой другой. Главное, в каком контексте он применим. Чёрный - благородный, солидный, мощный, уверенный, загадочный. В одежде, дизайне мебели и бытовой технике, при умелом использовании, это даёт соответствующие эффекты. Но в чёрном помещении, с чёрной мебелью и потолком, человек не будет чувствовать себя комфортно (как в детской страшилке).

Если, при наличии в палитре всех цветов, ребёнок использует преимущественно один цвет, надо непосредственно после окончания, а лучше в процессе, выяснить мотивацию применения и чем это вызвано. Через час, а тем более через день, он нафантазирует много такого, не связанного с рисунком, что ни один психолог не разберётся. Это понятно, восприятие любой картины (прочитанной книги, да и любой информации), меняется от того, когда, каком состоянии и настроении, мы увидели или прочитали её.

Важно не то, какой цвет преобладает, а эмоции и настроение, которые вызывает применение того или иного цвета.

Ещё по теме:

Психология творческого процесса. Частный случай

Миражи подсознания. Пограничное состояние

Зеркало и зазеркалье. Иллюзии и абсурд

Из глубокой древности зеркалу приписываются магические свойства. Это в какой то мере обоснованно. Когда мы смотрим в него, видим отражение окружающей реальности и возникает предположение, что за плоскостью зеркала существует свой мир, связанный с нашей жизнью самым непосредственным образом. Дальше..>>>

Статьи:

Сайты по искусству. Аспекты и проблемы создания
Поскольку мы живём в стране, бывшей раньше страной Советов, то, сразу опустим баранов и перейдём к советам. Дальше...>>

Игра и игрушки для взрослых и детей. Глина, Керамика

Игра помогает адаптироваться к окружающему миру, проявить себя в той или иной форме, проявив творческие возможности, одновременно развивая их. Дальше...>>

Философия художника.
В жизни всё закономерно – кирпич падает на голову именно тогда, когда надо, и тому, кому должен упасть. Дальше...>>

 


Создание Джоконды.

Ван Гог, Винсент Виллем. Автопортрет с отрезанным ухом.
Ван Гог. Несколько историй о написании автопортрета с отрезанным ухом. посмотреть


ПРИМЕТЫ

При копировании и воспроизведении материалов не забудьте поставить ссылку
©Александр Полунин.