Вокруг картины Леонардо да Винчи «Джоконда», или «Мона Лиза», сложилось немало историй.
Строго говоря, назвать этот портрет «Джоконда», «Мона Лиза» или ещё как-нибудь, нельзя, так как до настоящего времени не известно кто же изображён на картине и споры идут постоянно, не приводя к какому-либо результату. Многочисленные статьи об истории создания и о том, кто на ней изображён, не дают точного и однозначного ответа.
Ажиотаж вызван детективной историей её пропажи, а затем, неожиданным возвращением. Частое появление на страницах печати и широкое тиражирование, подняли рейтинг картины на самый высокий уровень в современном искусстве.
По одним сведениям, самым распространённым, изображена жена флорентийского торговца Франческо Джокондо, но научные исследования не подтверждают эту теорию. Судя по манере письма художника, картина была написана в более поздний период, когда он уже уехал из Флоренции.
Любопытство человека никогда не может быть полностью удовлетворено, поэтому постоянно появляются всё новые истории, якобы приоткрывающие тайну Моны Лизы.
По одной из последних, Леонардо изобразил себя молодым, приводя в доказательство компьютерную программу составленную специально для этого. Но «специально» можно создать любую программу и, благодаря ей, найти сходство между троглодитом и кем угодно, вплоть до создателя такой программы. Тем более, зачем изображать себя в образе женщины? Хотя, какой-то неоднозначный смысл в этом, всё-таки, есть, если вспомнить о том, что у художника никогда не было ни семьи, ни жены, а был лишь один любимый ученик, но об этом позже.
Пример такой компьютерной обработки автопортрета Леонардо и Джоконды, показанный здесь, можно озаглавить: "ТАЙНА ДЖОКОНДЫ - РАЗГАДАНА!!!".
У нас, при тщательном просмотре портрета, возникают некоторые вопросы: "Почему, например, у Джоконды нет бровей?" Этот вопрос окажется излишним, если подумаем о том, как будет выглядеть женщина или девушка с густыми, пышными бровями. Современные красавицы производят депиляцию бровей, что бы выглядеть привлекательно. В эпоху Леонардо существовали свои идеалы красоты, иногда совпадающие с нашими. Но были и такие, каковые мы не знаем или не хотим замечать. Приглядевшись к портретам тогдашних красавиц, увидим, что они не только сбривали брови, но и так же выстригали волосы вверху лба, чтобы тот казался выше. Что сделаешь? Свои каноны красоты!
Об улыбке Джоконды и её загадочности, сказано много, добавим ещё.
Прямолинейность и однозначность в искусстве всегда выглядят вульгарно, соответственно, чем больше недосказанности, противоречивости и многогранности в произведении, тем больший интерес оно вызывает (выше рейтинг).
Чем гениальней человек, тем больше отклонений от нормы он имеет. Но самое интересное, что эту норму определяет общество, что не всегда справедливо по отношению к конкретному человеку. Это всё к тому, что в кругу тонких знатоков истории искусства утвердилось мнение: художник изобразил на портрете своего любимого ученика, что вполне соответствует и сведениям, дошедшим до нас, и другим его портретам. Про «голубой» аспект творчества Леонардо как-то не принято говорить (вспомним Чайковского, Микеланджело и других), как ни как гении, какие дела, с кем не бывает? В общем случае, эта сторона жизни остаётся не доказанной, ни кто не стоял, в конечном счёте, со свечкой, да и любовь могла быть чисто платонической.
Некоторые исследователи творчества, основываясь на анализе и психоанализе, истории жизни художника, делают вывод, что на портрете изображена его мать, вспоминая, так называемый эдипов комплекс. Что это за комплекс можно посмотреть в поисковиках.
Что мы имеем, учтя всю имеющуюся информацию?
В конечном итоге, можно сказать, что любая картина художника является материальным отражением его внутреннего мира. Чем сложней и противоречивей художник, тем интересней картины, тем больше зрителей находят в ней то, что наиболее отвечает их внутреннему миру и взглядам на жизнь, приводя в доказательство те или иные теории и "факты", подтверждающие правоту, но, которые, трудно поддаются проверке.
Любой художник, писатель, поэт и так далее, имеет свой идеал красоты и создаёт художественный образ, к которому стремится в своих лучших произведениях. И этот идеал, в своей основе, может опираться на множество реальных образов, существующих или существовавших ранее, воплощаясь в конкретном произведении в различных пропорциях, опираясь только на вкус и мастерство автора. Другими словами, портрет "Джоконды" мог быть синтезом идеала Леонардо, воплотив в себе черты многих конкретных прототипов его современников и современниц.
Общепринятые взгляды на историю картины «Джоконда», можно посмотреть в Википедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/
13 мая 2008 г.
Дополнено: 5 ноября 2008 г.
Психология восприятия зрительных образов
Способность человека отображать окружающую действительность на плоскости, связано с появлением у него абстрактного мышления. Необходимость этого отображения возникла, как часть интеллектуальной жизни. Первые наскальные рисунки являлись попыткой познания окружающего мира.
Философия художника
В жизни всё закономерно – кирпич падает на голову именно тогда, когда надо, и тому, кому должен упасть.
Сайты по искусству. Аспекты и проблемы создания
Поскольку мы живём в стране, бывшей раньше страной Советов, то, сразу опустим баранов и перейдём к советам.
Тест. Узнать о себе больше
Как Вы поступите с неожиданно доставшимися большими деньгами ?
|
Ван Гог. Несколько историй о написании автопортрета с отрезанным ухом. посмотреть
|