Яхве

Яхве — имя Бога в Танахе (Ветхом Завете).

В иудаизме как монотеистической религии развивается представление о том, что существует единственный Бог, Творец и полновластный повелитель мира, нравственный законодатель и вершитель судеб как отдельных людей, так и целых народов.

Особое значение приобретают отношения «Бог — человек»; их история развития и становится главным сюжетом, где Бог открывает Себя человеку.

Начавшись с сотворения мира и первых людей, их грехопадения и изгнания из рая, она имеет своим ключевым событием Завет (договор), заключаемый ЯХВЕ с избранным Им еврейским народом.

Взяв народ под свое покровительство, ЯХВЕ выводит его из Египта («дома рабства») в землю обетованную и через Моисея дает ему десять заповедей.

Первая из них заключает в себе требование строгого монотеизма:
«да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3).

Именно Моисею Бог открывает имя «ЯХВЕ», которое не было открыто патриархам.

Традиционное толкование этого имени связано с глаголом «hyh», который употребляется в значении «быть».

В синодальном переводе Библии на вопрос Моисея о том, каково имя Бога, звучит ответ: «Я есьмь Сущий» (Ис. 3:14). (Есть и другие варианты перевода, напр.: «Я есьмь Тот, Кто Я есьмь!»).

Одна из заповедей запрещает произносить имя Бога «напрасно», поэтому при чтении Торы вслух оно заменялось словом «Адонай» (Господь).

Когда в VII в. масореты снабдили вокализацией (гласными) текст Танаха, содержавший первоначально только согласные буквы, то они, оставив согласные буквы в неприкосновенности, добавили к ним огласовки, относившиеся к слову «Адонай», которое произносилось при чтении вслух вместо написанного.

Если (вразрез с нормами древнееврейского языка) прочитать согласные и огласовки вместе, получается имя «Иегова».

Такое прочтение получило распространение у христианских богословов в средние века, а в настоящее время взято на вооружение «Свидетелями Иеговы».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: