Кальвин (Ковен) Жан (1509—1564) — один из выдающихся деятелей Реформации, основатель кальвинизма. Родился во Франции, в 30-е гг. XVI в. заинтересовался идеями Мартина Лютера.
В1536 г. опубликовал «Наставление в христианской вере», в 1541 г. — «Церковные установления», где изложены основные положения кальвинистского вероучения. В центре учения КАЛЬВИНА — идея оправдания верой и теория предопределения.
Согласно КАЛЬВИНУ, ни своей верой, ни «добрыми делами» человек не может ничего изменить в своей жизни.
Избранные будут спасены, отверженные — обречены на вечные муки.
Судьба человека после смерти — тайна и величие Бога. Но мирские дела и преуспевание в них являются признаками избранности к спасению.
Всю жизнь человек должен посвятить труду, который, сакралиэуясь, представляетея формой служения Богу.
Основой вероучения считал Священное Писание.
КАЛЬВИН радикально реформировал церковь:
отрицал ее иерархическое строение, власть Папы Римского, ввел богослужение на национальном языке.
Из христианских таинств остались только крещение и причащение, причем вино и хлеб суть только видимые знаки, символы Тела и Крови Христа.
Это учение вызвало полемику между КАЛЬВИНОМ и лютеранами.
КАЛЬВИН заключил по вопросу об евхаристии соглашение с последователями У. Цвингли, которое было принято всеми реформаторскими общинами.
КАЛЬВИН считал, что любое отклонение от его вероучения есть ересь и инакомыслие, которые подлежат искоренению. При этом он требовал жесточайшей регламентации всей церковной жизни.
Решение кальвинистской церкви приобретало силу, закона, откуда вытекала необходимость полного повиновения ей.