начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Н"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

НАБИ, набиды 
НАЗАРЕЙЦЫ 
НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕЧЕНИЯ И СТИЛИ В ИСКУССТВЕ 
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 
НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ 
НАТУРАЛИЗМ 
НАТЮРМОРТ 
НАУКА 
НЕОАБСТРАКЦИОНИЗМ 
НЕОДАДАИЗМ 
НЕОКЛАССИЦИЗМ 
НЕОПЛАСТИЦИЗМ 
НЕОРЕАЛИЗМ 
«НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 
НИГИЛИЗМ 
НИДЕРЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО 
НИЦШЕ, Фридрих 
НОВАЯ ВОЛНА 
НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА 
НОВОЕ ВРЕМЯ 
НОН-ФИНИТО 
НООСФЕРА 
НОРМАННСКАЯ КУЛЬТУРА 
НЭЦКЭ 
НЮ 

 

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА  — одна из наиболее значительных школ древнерусского искусства, сложившаяся в Новгороде и его владениях в ХII-XV вв.

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА. Мастер Новгородской школы. Распятие. Дерево. Икона. Россия.
НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА. Мастер Новгородской школы.
Распятие. Дерево. Икона. Россия.

Свойственные Новгородской школе особая полнокровность, конкретность, энергичный лаконизм стиля отчасти проявились уже на раннем этапе её становления — в новгородской архитектуре и живописи периода Киевской Руси.

Во второй половине XII в. на смену монументальным соборам предшествующей эпохи приходят сравнительно небольшие, одноглавые, четырёхстолпные церкви (Георгия в Старой Ладоге: Петра и Павла на Синичьей горе в Новгороде, Спаса на Нередице).

Одновременно и в монументальной живописи формируется самобытный новгородский стиль с его энергичной манерой письма, экспрессивной трактовкой образов (в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах, Спаса на Нередице).

В поисках выразительности архитектурных форм с конца XIII в. зодчие Новгородской школы переходят к трёхлопастным завершениям фасадов (церкви Николы на Липне, Успения на Волотовом поле), широко используют разнообразные декоративные элементы (Фёдора Стратилата церковь, церковь Спаса на Ильине).

Фрески церквей Спаса на Ильине (1378 г., Феофан Грек), Фёдора Стратилата (1370-1380-е гг.), Успения на Волотовом поле (1390 г.) выделяются одухотворённой патетикой образов, стремительностью движения, техника письма отличается свободой и смелостью.

Линейно-графические, близкие к иконописи приёмы, статичные композиции свойственны росписям церквей Спаса на Ковалёве (1380) и Рождества на кладбище (1380-1390-е гг.).

В иконах конца XIV-XV в., замечательных своей выразительностью, лаконичностью силуэтов, изысканным колоритом, отразились народные представления и верования, события истории города («Флор и Лавр», «Битва новгородцев с суздальцами »).

Высоким уровнем мастерства отличались миниатюра и прикладное искусство Новгородской школы, ярко выразившие своеобразие новгородской художественной культуры.

После включения Новгорода в состав Русского государства (1478) его искусство развивалось в общем русле древнерусской культуры.