|
НАЗАРЕЙЦЫ (нем. Nazarener) —
прозвище группы немецких и австрийских художников, образовавших в 1809 г. в Вене «Союз св. Луки» («Lukasbund»).
Полуироническое наименование назарейцы произошло от «алла назарена» — традиционного названия причёски с длинными волосами, известной по автопортретам А. Дюрера и вновь введённой в моду Ф. Овербеком; намекая на пристрастие назарейцев к искусству немецкого Возрождения, это наименование указывало одновременно и на религиозные устремления членов «Союза» (первый «назареец» — Христос).
С1810 г. назарейцы (Овербек, Корнелиус, Пфорр, Шнорр фон Карольсфельд, Фейт и др.) работали в Риме, заняв пустовавший монастырь Сан-Исидоро и живя по образцу средневековых религиозных братств и художественных артелей.
В соответствии с религиозно-патриархальными концепциями консервативного крыла немецкого романтизма назарейцы выступали против религиозной «безнравственности» искусства позднего классицизма, стремились возродить духовность, свойственную искусству средневековья и Раннего Возрождения, утерянную, по их мнению, в художественной культуре Нового времени.
Дюрер, Альбрехт. Семь скорбей Марии, центральная част
Однако, избрав образцом для подражания в основном произведения Дюрера, Перуджино, раннего Рафаэля, назарейцы всё дальше отходили от жизненных наблюдений и довольно быстро впали в эпигонство, сухое и холодно-отвлечённое стилизаторство, наиболее ощутимые в коллективно исполненных фресках на библейские темы (росписи в доме Бартольди в Риме) и на сюжеты из «Освобождённого Иерусалима» Т. Тассо (росписи Казино Массимо в Риме).
В 20-30 гг.XIX в. большинство назарейцев вернулись на родину.
Практическая деятельность назарейцев и особенно их теоретические высказывания оказали определённое воздействие на А. А. Иванова (в начальный период его работы над «Явлением Христа народу»), а во второй половине XIX в. — на творчество прерафаэлитов в Великобритании и представителей неоидеализма в Германии.
|
|