|
НОВАЯ ВОЛНА (нью-вэйв) (англ. new wave — новая волна) —
1) направление в английской драматургии конца1950-х — середины 1960-х гг. (Ш. Дилэни, А. Уэскер, Б. Биэн, Р. Болт и др.), для которого характерны актуальность и остросоциальность тем, в отличие от официального театрального репертуара (интеллектуально-элитарного или, наоборот, массового, развлекательного);
2) направление во французском кинематографе (nouvelle vague — «новая волна»), возникшее в конце 1950-х — начале 1960-х гг.
Зарождение «новой волны» связано с именем крупнейшего французского критика и теоретика кино Авдре Вазена и созданным его учениками кинематографическим журналом, на страницах которого развернулась борьба с коммерциализацией кинематографа.
Новая волна во французском кино связана с работами таких режиссеров, как Жан Руш и Крис Маркер (представителей так называемого «кино правды» - «La cinema veritee»), Александр Астрюк (концепция «камеры-пера»), Клод Шаброль, Жан-Люк Годар, Аньес Варда, Франсуа Трюффо и др.
Среди основных художественных приёмов «новой волны» — использование газетной хроники, импровизации, случаи из жизни, съемки скрытой камерой, использование непрофессиональных актёров (кредо представителей «новой волны» — «искусство производит максимальное воздействие тогда, когда оно минимально искусственно»). Французская «новая волна» в кинематографе оказала существенное влияние на мировое киноискусство (появление «рассерженной молодёжи» в Великобритании, «кино контестации» в Италии, «нового кино» в ФРГ, «нью-йоркской группы» в США), а также послужило идейной основой для возникновения «новой волны » в музыке;
3) направление в музыке конца 1970-х — начала 1980-х гг., сложившееся в результате взаимодействия панк-рока (отрицание культурных норм, имидж исполнителей), рэггей (концепция повседневности в искусстве, лаконичность композиции), диско (танцевальная ритмическая основа музыки, электронный звук, видеоклипы) и др. стилей.
Основная идея «новой волны» в музыке — широкий спектр способов воздействия на слушателя (не разделение его на ум, чувства, интуицию и пр., а апелляция одновременно ко всем уровням восприятия).
Основные представители «новой волны» — «U-2», «Н.Е.М.», «INXS», «Dire Straits», «The Police», «Depeche Mode», «Duran Duran», «The Cure», «Ultravox» и др.
В отечественной рок-музыке «новая волна» оформляется несколько позднее, чем в западной, без заметного влияния панк-рока, развиваясь фактически в двух основных направлениях — рэггей/ска («Аквариум», «Странные Игры», «Бригада-С») и электро-поп/новая романтика («Кино», «Наутилус Помпилиус», «Центр»).
|
|