начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Н"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

НАБИ, набиды 
НАЗАРЕЙЦЫ 
НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕЧЕНИЯ И СТИЛИ В ИСКУССТВЕ 
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 
НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ 
НАТУРАЛИЗМ 
НАТЮРМОРТ 
НАУКА 
НЕОАБСТРАКЦИОНИЗМ 
НЕОДАДАИЗМ 
НЕОКЛАССИЦИЗМ 
НЕОПЛАСТИЦИЗМ 
НЕОРЕАЛИЗМ 
«НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 
НИГИЛИЗМ 
НИДЕРЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО 
НИЦШЕ, Фридрих 
НОВАЯ ВОЛНА 
НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА 
НОВОЕ ВРЕМЯ 
НОН-ФИНИТО 
НООСФЕРА 
НОРМАННСКАЯ КУЛЬТУРА 
НЭЦКЭ 
НЮ 

 

НОВАЯ ВОЛНА  (нью-вэйв) (англ. new wave — новая волна) —

1) направление в английской драматургии конца1950-х — середины 1960-х гг. (Ш. Дилэни, А. Уэскер, Б. Биэн, Р. Болт и др.), для которого характерны актуальность и остросоциальность тем, в отличие от официального театрального репертуара (интеллектуально-элитарного или, наоборот, массового, развлекательного);

2) направление во французском кинематографе (nouvelle vague — «новая волна»), возникшее в конце 1950-х — начале 1960-х гг.

Зарождение «новой волны» связано с именем крупнейшего французского критика и теоретика кино Авдре Вазена и созданным его учениками кинематографическим журналом, на страницах которого развернулась борьба с коммерциализацией кинематографа.

Новая волна во французском кино связана с работами таких режиссеров, как Жан Руш и Крис Маркер (представителей так называемого «кино правды» - «La cinema veritee»), Александр Астрюк (концепция «камеры-пера»), Клод Шаброль, Жан-Люк Годар, Аньес Варда, Франсуа Трюффо и др.

Среди основных художественных приёмов «новой волны» — использование газетной хроники, импровизации, случаи из жизни, съемки скрытой камерой, использование непрофессиональных актёров (кредо представителей «новой волны» — «искусство производит максимальное воздействие тогда, когда оно минимально искусственно»). Французская «новая волна» в кинематографе оказала существенное влияние на мировое киноискусство (появление «рассерженной молодёжи» в Великобритании, «кино контестации» в Италии, «нового кино» в ФРГ, «нью-йоркской группы» в США), а также послужило идейной основой для возникновения «новой волны » в музыке;

3) направление в музыке конца 1970-х — начала 1980-х гг., сложившееся в результате взаимодействия панк-рока (отрицание культурных норм, имидж исполнителей), рэггей (концепция повседневности в искусстве, лаконичность композиции), диско (танцевальная ритмическая основа музыки, электронный звук, видеоклипы) и др. стилей.

Основная идея «новой волны» в музыке — широкий спектр способов воздействия на слушателя (не разделение его на ум, чувства, интуицию и пр., а апелляция одновременно ко всем уровням восприятия).

Основные представители «новой волны» — «U-2», «Н.Е.М.», «INXS», «Dire Straits», «The Police», «Depeche Mode», «Duran Duran», «The Cure», «Ultravox» и др.

В отечественной рок-музыке «новая волна» оформляется несколько позднее, чем в западной, без заметного влияния панк-рока, развиваясь фактически в двух основных направлениях — рэггей/ска («Аквариум», «Странные Игры», «Бригада-С») и электро-поп/новая романтика («Кино», «Наутилус Помпилиус», «Центр»).