начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Н"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

НАБИ, набиды 
НАЗАРЕЙЦЫ 
НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕЧЕНИЯ И СТИЛИ В ИСКУССТВЕ 
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 
НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ 
НАТУРАЛИЗМ 
НАТЮРМОРТ 
НАУКА 
НЕОАБСТРАКЦИОНИЗМ 
НЕОДАДАИЗМ 
НЕОКЛАССИЦИЗМ 
НЕОПЛАСТИЦИЗМ 
НЕОРЕАЛИЗМ 
«НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 
НИГИЛИЗМ 
НИДЕРЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО 
НИЦШЕ, Фридрих 
НОВАЯ ВОЛНА 
НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА 
НОВОЕ ВРЕМЯ 
НОН-ФИНИТО 
НООСФЕРА 
НОРМАННСКАЯ КУЛЬТУРА 
НЭЦКЭ 
НЮ 

 

НОРМАННСКАЯ КУЛЬТУРА  (сканд. northman — северный человек) —

культура скандинавских народов в период их широкой экспансии в Европе в VIII-XI вв. (в Скандинавии их называли викингами, на Руси — варягами).

Культура норманнов этого времени древних представляет последнюю фазу культуры древних германцев.

Оказав определённое влияние на искусство европейских народов, культура норманнов сама подверглась сильному воздействию англо-ирландской художественной традиции.

Искусство норманнов представлено рассеянными в Скандинавии и на островах Северной Атлантики стелами и камнями с руническими надписями и рельефным орнаментом (сложные зооморфные мотивы и фигурные сцены, расположенные рядами), дольменами (на острове Борнхольм, Дания), предметами из захоронений в погребальных кораблях и камерах (в том числе на корабле, найденном в Осеберге (Усеберге) близ Осло, где обнаружены украшенные резьбой деревянные повозки, сани, ткани, многочисленная утварь).

Большинство изделий служили талисманами (броши и подвески, покрытые ажурной резьбой, головы драконов на штевнях кораблей и у изголовья кроватей, рельефы на каменных стелах).

Изделиям норманнов присуща богатая орнаментальность.

В VIII в. в орнаменте норманнов господствовала поздняя стадия «звериного стиля» (крайне стилизованные изображения зверей, птиц и змей, теряющихся в сложных плетениях геометрического узора).

В VIII-IX вв. изображения приобрели динамизм и напряжённую выразительность.

На предметах из Осеберга плоская резьба, чёткость композиций из отдельных частей и фигур животных, плетёнка из вытянутых в длину фантастических существ к середине IX в. уступают место горельефным изображениям с мотивами борющихся зверей и птиц.

С распространением христианства у норманнов характер и мотивы их искусства изменяются. Орнамент укрупняется, ленточная плетёнка сочетается с изображением людей, «большого зверя», борющегося со змеем, христианскими символами и мотивами.

Для поздней стадии «звериного стиля» норманнов характерно сочетание в орнаменте изображений льва, змеи и растений.

В дальнейшем эти мотивы прослеживаются в обрамлениях порталов церквей и в народном искусстве Норвегии.

Постройки норманнов — вытянутые в длину дома с двумя-тремя рядами столбов, несущих двухскатную крышу.

Стены из камня или дерева возводились на каменных основаниях.

В Дании обнаружены остатки круглых в плане укреплённых регулярных лагерей с земляными валами, а также основания каркасных деревянных домов в форме ладьи.